Два подхода к исправлению ошибок в декларации по НДС

------------------------------------------------------------------

    В  этой  консультации  мы  продолжим  рассматривать    порядок
исправления самостоятельно выявленных ошибок в декларации по  НДС.
(Начало см. в еженедельнике "Баланс", 2003, № 46  и  № 49.)  Но  в
этот  раз  речь  пойдет  об  исправлении  ошибок,  допущенных    в
показателях строк декларации, подтвержденных приложениями.
    Порядок  исправления    самостоятельно    выявленных    ошибок
установлен нормами Закона № 2181 ( 2181-14 ) (п. 5.1):

    "...Если  в  будущих  налоговых  периодах  (с  учетом   сроков
    давности,   определенных    ст.    15    настоящего    Закона)
    налогоплательщик  самостоятельно   обнаруживает    ошибки    в
    показателях ранее представленной налоговой  декларации,  такой
    налогоплательщик имеет право представить уточняющий расчет.
    Налогоплательщик имеет право  не  представлять  такой  расчет,
    если  эти  уточненные  показатели  указываются  им  в  составе
    налоговой декларации за любой следующий  налоговый  период,  в
    течение  которого    такие    ошибки    были    самостоятельно
    обнаружены...".

    Для  чего  мы  привели  здесь  эту  цитату?  Для  того   чтобы
подчеркнуть: в Законе речь идет  об  исправлении  ошибок  в  любых
показателях декларации.
    Налогоплательщик,  самостоятельно  выявив  ошибку   в    любом
показателе ранее представленной налоговой декларации, имеет право,
если сочтет необходимым, исправить такой показатель  в  декларации
за любой следующий налоговый период.
    Механизм  исправления  ошибки,  допущенной    в    показателях
налогового  обязательства  или  налогового  кредита,    установлен
Порядком № 166 ( z0250-97 ),  с  учетом  изменений  и  дополнений,  
внесенных  Приказом  №  466  ( z0964-03 ).   Мы  рассмотрели  этот  
механизм  ранее  ("Баланс", 2003, № 49, с. 50).  А  как  исправить 
ошибку,  допущенную  в  стр.  23  ("Сумма  бюджетного  возмещения,  
которая  может быть возмещена плательщику в течение 30 календарных  
дней с даты представления этой декларации") или в стр. 24  ("Сумма  
бюджетного  возмещения, которая может  быть  возмещена плательщику  
в течение месяца, следующего после представления этой декларации") 
общей декларации по НДС?
    Порядком № 166 ( z0250-97 ) не предусмотрен механизм уточнения 
данных этих строк.  Однако нормы Закона № 2181 ( 2181-14 ), как мы 
отметили выше, дают нам полное право это сделать.
    Давайте рассуждать.
    Показатели стр. 23 и  24  нельзя  прямо  отнести  к  налоговым
обязательствам или налоговому кредиту.  Это расчетные  показатели.
Их расчет осуществляется в приложениях к декларации:
    № 1 - "Расчет экспортного возмещения",
    № 3 - "Расчет части бюджетного возмещения".
    Но  основным  для  расчета  является  показатель    стр.    21
декларации, то есть сумма превышения налогового кредита над суммой
налоговых обязательств.
    Показатель стр. 21 - это часть  налогового  кредита  отчетного
периода, не покрытая налоговыми обязательствами этого периода.
    Следовательно,  отражая  в  текущей   декларации    уточненные
показатели  стр.  23  и  24,  налогоплательщик  по  сути  отражает
уточненную  сумму  части  налогового  кредита  прошлого  отчетного
периода, относительно которой в прошлом периоде были  даны  особые
распоряжения: вернуть на счет, зачесть в счет будущих  платежей  и
др.
    Исходя из вышесказанного, рассмотрим  два  подхода  к  порядку
исправления ошибок, допущенных в стр. 23 и 24.
    Случай  1.  Самостоятельно  выявленная  ошибка,  допущенная  в
показателях  налогового  обязательства  или  налогового   кредита,
повлияла на сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета по  итогам
текущего отчетного периода (стр. 21).
    Случай 2. Самостоятельно выявленная  ошибка  допущена  лишь  в
расчете приложения № 1 или № 3 и  повлияла  только  на  показатели
стр. 23 или 24 и 25.
    Налогоплательщик имеет право исправить такие ошибки  одним  из
способов, указанных в норме Закона № 2181 ( 2181-14 ).
    Ниже приведены рекомендации по исправлению ошибок.

    ПЕРВЫЙ ПОДХОД.  Ошибки исправляем, потому что Законом  №  2181
    предоставлено  такое  право  (несмотря  на  то   что    формой
    декларации и уточняющим расчетом не предусмотрен  механизм  их
    исправления).

    Исправление в текущей декларации

    В первом случае уточняться будут  показатели  либо  налогового
обязательства, либо налогового кредита, а также показатели расчета
приложения № 1 или №  3.  Как  следствие  должны  быть  исправлены
показатели стр. 23, 24 и 25 текущей  декларации.  В  этих  строках
необходимо отразить разницу между неправильной (отраженной в ранее
представленной декларации) и правильной суммой  с  соответствующим
знаком  ("плюс"  или  "минус").  К  показателям  этих  строк  надо
приложить пояснения произвольной формы о сути ошибки  и  избранном
механизме  ее  исправления,  а  также   новый,    с    правильными
показателями, расчет возмещения.
    Во  втором  случае  налогоплательщик  имеет  право    отразить
уточнение  показателей  только  в  указанных    строках    текущей
декларации.  При этом также прилагаются новый расчет возмещения  и
пояснения о сути ошибки и механизме ее исправления.

    Исправление путем подачи уточняющего расчета

    В  обоих  вышеприведенных  случаях   налогоплательщик    может
заполнить  стр.  1.2  (при  необходимости  и  1.2.1)    и    далее
соответствующие строки расчета.
    При этом необходимо учесть:
    - в стр. 3 расчета может быть отражена  ошибка,  допущенная  в
декларации в строках экспортного и бюджетного  возмещения,  потому
что эти суммы возмещения, как мы  сказали  выше,  являются  частью
суммы налогового кредита, не  покрытого  налоговым  обязательством
отчетного периода. То есть можно в стр. 3.1 указать, например, код
стр. 23 и 25, а  в  стр.  3.3  -  сумму  завышения  или  занижения
показателей этих строк  в  ранее  представленной  декларации.  При
подсчете итоговой суммы стр. 3 сумма стр. 23  и  25  даст  нулевое
значение и не повлияет на сумму  налогового  кредита,  отраженного
под другими  кодами  строк.  Ведь  данные  этих  строк  связаны  в
декларации арифметическим действием:

    Стр. 25 = Стр. 21 - Стр. 23.

    И если завышен показатель стр. 23, то будет занижен показатель
стр. 25. А общая сумма ошибки - ноль;
    - в  связи  с  этим  общая  сумма  ошибки  по  стр.  23  и  25
декларации, которую надо отражать в стр. 5  "Общая  сумма  ошибки"
уточненного расчета, будет равна нулю.
    К  уточняющему  расчету  необходимо  приложить  новый   расчет
экспортного  или  части  бюджетного  возмещения   с    правильными
показателями.

    ВТОРОЙ ПОДХОД.  Об ошибках сообщаем, но не исправляем,  потому
    что формой декларации и уточняющим расчетом  не  предусмотрено
    их исправление, хотя Законом предоставлено такое право.

    Заполнение текущей декларации

    В первом случае уточняться будут показатели только  налогового
обязательства или налогового кредита.  В стр. 23, 24, 25 уточнение
показателей не отражается, поскольку в текущей декларации  в  этих
строках, согласно Порядку № 166 ( z0250-97 ),  должны  указываться 
данные  только текущего  периода.  Вместе  с  текущей  декларацией    
необходимо  представить   новый   расчет  экспортного  или   части    
бюджетного возмещения за прошлый период с правильными показателями    
и пояснения относительно сути ошибки.
    Во втором случае  в  указанных  строках  также  не  отражаются
уточненные показатели (основание приведено выше). Вместе с текущей
декларацией  налогоплательщик  представляет   правильный    расчет
экспортного или части бюджетного возмещения за  прошлый  период  с
пояснениями относительно сути ошибки.

    Представление уточняющего расчета

    В первом случае в уточняющем расчете можно  заполнить  строки,
отражающие  исправление  ошибки   только    лишь    в    налоговых
обязательствах и налоговом кредите.
    Во втором случае исправление показателей в уточняющем  расчете
не производится.

    ВЫВОДЫ

    Мы рассмотрели два подхода к исправлению ошибок, допущенных  в
строках декларации, к которым прилагаются  приложения  с  расчетом
сумм возмещения НДС.  Поскольку механизм исправления таких  ошибок
Порядком  № 166  ( z0250-97 )  не  установлен,  а  Законом  № 2181 
( 2181-14 ) дано право на исправление любых ошибок, то оба подхода 
имеют право на жизнь. А налогоплательщик имеет право выбрать  один  
из  предложенных  нами вариантов либо  применить  свой.  Надеемся,  
ГНАУ   разъяснит,  как  исправляются   такие   ошибки,   и  тогда,  
возможно,  появится  третий подход.  Напомним, что согласно нормам 
Порядка  № 166  ( z0250-97 )  и  Инструкции № 110 ( z0268-01 )  не  
начисляется  штраф  в  размере 5%  в случае,  если  самостоятельно  
выявленная ошибка в сумме НДС, заявленной к возмещению, фактически 
не возмещена из бюджета.
    Под  возмещением  из  бюджета  следует  понимать  не    только
зачисление определенной суммы на текущий  счет  налогоплательщика,
но и зачет в счет платежей по НДС следующих налоговых периодов.
    Бюджетное  возмещение  -  это  сумма,   подлежащая    возврату
плательщику НДС  из  бюджета (п. 1.1  Порядка № 209 ( z0263-97 )).  
Возврат  (возмещение)  при  наступлении  срока  проводится   путем  
перечисления  суммы  на  текущий  счет,   зачисления  в  счет  НДС 
следующих  периодов  и  др.  (п.  2.4  Порядка  №  209).   И  если 
налогоплательщик распорядился, например, в декларации  за  октябрь  
сумму  бюджетного  возмещения  зачесть в счет будущих  платежей по 
НДС и  такой зачет фактически произведен в декабре (за ноябрь), то 
можно сказать: возмещение из бюджета произошло.
    Отметим,  что  возмещение  (возврат)  налогоплательщику  суммы
завышения экспортного  возмещения  (при  условии,  что  показатель
стр. 21 декларации был правильный) не должно привести к начислению
штрафа от этой самостоятельно выявленной суммы ошибки, потому  что
она все равно была бы  возмещена  налогоплательщику,  но  в  более
поздний  срок  (в  течение  трех  месяцев   после    представления
декларации,  а  не  в  течение  одного  месяца).  Допустив  ошибку
(завысив  сумму  экспортного  возмещения),  налогоплательщик  лишь
ускорил возмещение суммы НДС,  даже  пусть  путем  зачета  в  счет
платежа за следующий отчетный период.

    Перечень документов

    1. Закон № 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О
порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед  бюджетами
и государственными целевыми фондами", с изменениями.
    2. Приказ № 466 - приказ ГНАУ от 30.09.03 г.  "Об  утверждении
изменений  в  налоговую  отчетность  по  налогу  на    добавленную
стоимость".
    3. Инструкция №  110  -  Инструкция  о  порядке  применения  и
взыскания  сумм    штрафных    (финансовых)    санкций    органами
государственной  налоговой  службы,  утвержденный  приказом   ГНАУ
от 17.03.01 г. № 110, с изменениями.
    4. Порядок  №  166  -  Порядок  заполнения  и    представления
налоговой  декларации,  утвержденный  приказом  ГНАУ  и   Главного
управления  Госказначейства  Украины  от  30.05.97  г.  №  166,  с
изменениями.
    5. Порядок № 209  -  Порядок возмещения налога  на добавленную
стоимость,  утвержденный  приказом  ГНАУ  и  Главного   управления
Госказначейства Украины от 02.07.97 г. № 209/72.

------------------------------------------------------------------
"Баланс"
№ 1(491), стр. 57
[06.01.2004]
Ирина Киян
Начальник отдела налогообложения, аудитор
------------------------------------------------------------------