РАЗВИТИЕ ХАРЬКОВА В XVIII-XIX ВЕКАХ

Выгодное стратегическое и географическое положение Харькова дало мощный толчок развитию города в промышленной, аграрной, торговой и научной сферах. На протяжении XVIII-XIX веков Харьков преобразовывается в один из наибольших городов Восточной Европы.

Харьков становится губернским городом. С 1734 г. в городе начинает действовать почтовая служба, с 1739 г. появляется первый врач, с 1778 г. - первая аптека. В 1785 году создается городская дума. Это несколько изменяет быт харьковчан, однако в течение всего столетия основным занятием их остается земледелие (до 70% населения). Но о развитии ремесел и торговли свидетельствует наименования возникших в то время улиц и переулков: Чеботарская, Рымарская, Шляпный, Столярный, Слесарный.

Уже в XVIII в. Харьков является центром образования. Инициатором просвещения выступила церковь. В церковно-приходских школах давалось начальное образование. Согласно данным 1732 г. на 50 жителей нашего города имелся один ученик, что было достаточно высоким показателем в то время.

Значительно более высокий уровень образования был в Харьковском Коллегиуме (в 1731 г. такое название получила славяно-латинская школа, переведенная в 1726 г. из Белгорода). Он стал вторым по значению в Украине после Киево-Могилянской академии, где преподавался полный курс наук. К началу XIX в. здесь училось более 800 чел. Библиотека Коллегиума стала первой в городе и к 40-м гг. XIX в. насчитывала уже 5 тыс. томов. Выпускники Коллегиума прославили не только родной город. Они стали выдающимися деятелями науки и культуры того времени. Это медики Г.И. Базилевич, И.Ф. Венсович, физик В.В. Петров, историк и журналист М.Г. Касеновский, переводчик М.И. Гнедич, литераторы С. Писаревский и П. Кореницкий, митрополит А. Могилянский, петербургский архиепископ Ф. Янкевич.

Уже в начале XIX века Харьков развивается не только как торговый, но и как промышленный центр. К 1897 г. в городе насчитывается свыше 70 предприятий: мельниц, салотопок, винокурен и кожевенных заводов. До середины XIX в. городская промышленность преимущественно имела кустарный характер и основным направлением экономики оставалась торговля и переработка сельскохозяйственной продукции. Со второй половины XIX в. в связи с ликвидацией крепостного права и быстрым развитием Донецко-Криворожского региона город превращается в крупнейший экономический центр Российской империи.

Фактором, который непосредственно повлиял на развитие города, стало развитие железнодорожного транспорта. В 1869 г. открылась железнодорожная магистраль, которая связала город с Москвой, а потом - с Донбассом, Киевом, портами Черного и Азовского морей. В городе были основаны большие заводы: чугунолитейный Шиманского (1870 г.), сельскохозяйственных машин Мельгозе (1873 г.), машиностроительный Бельке и Ремизовой (1878 г.), сельскохозяйственных машин Гельферих Саде (1882 г.), паровозостроительный Российского паровозостроительного и механического акционерного товарищества (1895 г.). С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий возросло с 79 до 259, а предприятий машиностроения и металлообработки с 12 до 59.

В Харькове развивается вагоноремонтное дело, в 1897 г. был построен первый состав на Харьковском паровозостроительном заводе. Постепенно предприятиями стала выпускаться разнообразная продукция - от сельскохозяйственных машин до двигателей. Таким образом, Харьков стал поставщиком сельскохозяйственной техники на общеимперский рынок.

Наращивание объемов промышленности и торговли вызвали необходимость организации и концентрации кредитных средств. В Харькове открываются разнообразные финансовые учреждения. Харьковский Земельный банк - первое учреждение среди 10 акционерных земельных банков России - начал работу в 1871 году.

Постоянный рост населения требовал благоустройства города. Еще в середине XIX в. восточная часть города, как и другие его окраины, была мало заселена, изобиловала пустырями, болотами. Серьезные опасения внушало в начале XIX в. санитарное состояние некоторых районов города. В 1837 г. было издано "Положение об устройстве г. Харькова". Отныне всем строительством в городе ведал специальный комитет. На некоторых улицах было запрещено строить деревянные дома, на главных улицах разрешалось строить дома с утвержденным фасадом и планом, определенной этажности.

В 1828 г. началось замощение города камнем. В 1871 г. на улицах Харькове появилось газовое освещение, в 1881 г. была введена в эксплуатацию первая очередь городского водопровода. В 1882 г. была проложена первая линия городской конной железной дороги, просуществовавшей до 1918 г. В конце XIX в. в городе была построена первая электростанция, что дало возможность начать электрификацию городского транспорта. В 1888 г. Харьков стал вторым телефонизированным городом Украины.

С ростом города появлялись и новые учебные заведения. К началу ХХ в. в Харькове было четыре мужские, две женские гимназии, два реальных училища, духовная семинария, несколько частных гимназий и пансионов, Институт благородных девиц, Коммерческое училище, пять высших начальных училищ (всего на 1902 г. - 111 начальных школ).

Огромное значение имело открытие 17(29) января 1805 г. одного из старейших в России и первого на Украине Харьковского университета. Его основателем стал В.Н. Каразин. Университет становится научным и культурным центром. Среди его воспитанников - математик М.В.Остроградский, биолог И.И.Мечников, историк М.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель и драматург М.П.Старицкий, художник Г.И.Семирадский.

Университет стал центром создания научных обществ и товариществ: Филотехнического товарищества (1811 г.), Физико-химических наук (1873 г.), Историко-филологического (1877 г.), Математического (1879 г.), Юридического (1901 г.) и др.

Таким образом, к началу ХХ в. Харьков (даже благодаря самому скромному описанию) становится промышленным, научным и культурным центром с огромным потенциалом.