289 -> 281, или Как прекратить колхоз

                   Изменение способа учета ТЗР

------------------------------------------------------------------

    Задумало  некое    предприятие    перестроить    учет    своих
транспортно-заготовительных расходов.  По большому счету не важно,
из-за чего.  Ну, допустим, просто не  нравится  новому  бухгалтеру
процентно-пропорциональный метод учета ТЗР в "колхозе  имени  289"
(потому как он вообще противник колхозов). Как же осуществить этот
далеко идущий замысел и грамотно перейти к  "индивидуализированно-
му" учету ТЗР в рамках 281-го счета?
    Исходя из определения учетной политики, приведенного в  ст.  1
Закона о бухучете и финотчетности {1}, изменение способа учета ТЗР
может рассматриваться как изменение учетной политики.  То есть при
анализе ситуации следует руководствоваться общими  нормами  П(С)БУ
6 ( z0392-99 ) {2}, регулирующими соответствующие процедуры.
    Заметим, что причиной указанных изменений согласно п. 9 П(С)БУ
6 {3} должно быть обеспечение достоверного отражения  событий  или
операций в  финансовой  отчетности  предприятия.  Поэтому  считаем
необходимым документально подтвердить тот факт,  что  новый  метод
учета будет не в пример достовернее прежнего. Для этого, по нашему
мнению, главному бухгалтеру достаточно оформить докладную  записку
на имя руководителя и  заполучить  от  него  нужный  приказ.  Роль
подтверждающего документа может также  выполнять  должным  образом
оформленное  указание  собственника  частного  предприятия.  Кроме
того, на наш взгляд, изменение учетной политики должно найти  свое
отражение в приказе об учетной политике.
    Теперь о том, как поступить  с  учетными  данными.  На  момент
перехода к новому способу учета в бухгалтерских регистрах,  скорее
всего, "висит" сальдо и по  д-ту  281,  и  по  д-ту  289.  Как  же
избавиться от "отдельно-транспортных" расходов?
    Стандартная процедура изменения (п. 12 П(С)БУ 6 {4})  сводится
к  перерасчету  всех  операций  по  всем  предыдущим  периодам   в
соответствии  с  новой   методикой   учета.  После   этого   сумма
расхождения между старым и  новым  методами  списывается  на  счет
нераспределенной прибыли на начало отчетного периода.  Кроме того,
необходимо представить  "сравнительную  информацию  по  предыдущим
отчетным периодам".
    Следовательно,  изменяя  методологию  отражения   транспортных
расходов, предприятие в анализируемой ситуации обязано пересчитать
все прежние операции процентного списания.  В  результате  главбух
выйдет на некую расчетную сумму, которая должна появиться  в  д-те
281 с учетом ТЗР на каждый вид запасов.  {5}  Таким  образом,  все
запасы, числящиеся в балансе на момент изменения учетной политики,
будут включать в свою стоимость транспортные расходы,  относящиеся
именно к этим запасам.
    Чтобы привести сальдо 281-го счета в соответствие с  расчетной
величиной, надо суммы, отраженные на счете 289, отнести в д-т 281.
Возникшая в результате перерасчета разница списывается на счет 44:
    -  если  суммы  на  289-м   счете   не   хватает,   то   после
корреспонденции д-т 281, к-т 289 стоимость  запасов  доначисляется
проводкой д-т 281, к-т 44;
     - если после проводки д-т 281, к-т 289 на счете 289  остается
положительное сальдо, то его списание проводится  корреспонденцией
д-т 44, к-т 289.
    В  налоговом   учете    подобные    стоимостные    пертурбации
автоматически проявятся через прирост-убыль по п.  5.9  в  периоде
изменения учетной политики.  {6} Дополнительных корректировок  тут
делать не нужно.
    Практики понимают, что "переиграть" все операции задним числом
и выйти на суммовые  расхождения  между  старым  и  новым  учетным
методом - задача не  для  слабонервных.  Подчас  и  вправду  легче
плюнуть на любые свои замыслы, нежели влазить в эту трясину.
    Впрочем,  если  главбух  обоснует  невозможность  достоверного
перерасчета  (а  для  грамотного  специалиста  такая  задача,  как
правило, труда не составляет), то он сможет воспользоваться п.  13
П(С)БУ 6 {7}, который в подобных ситуациях разрешает новую учетную
политику   распространять   только   на   "события   и   операции,
происходящие после даты изменения учетной политики".
    Правда, тогда возникает проблема списания  остатка  по  289-му
счету,  относящегося  к  прежним  событиям  и  операциям.  Четкого
нормативного урегулирования такая ситуация  в  системе  П(С)БУ  не
нашла.  На практике вариантов учета здесь существует  как  минимум
три:
    1) всё сальдо счета 289 в отчетном периоде  сразу  списывается
на расходы отчетного периода (д-т 90).
    На наш взгляд, этот вариант не соответствует требованию  п.  9
П(С)БУ 9  ( z0751-99 ) {8},   в  соответствии   с  которым   сумма 
транспортных расходов  должна включаться в стоимость запасов. Да и 
у налоговиков подобный волюнтаризм восторга наверняка не вызовет;
    2) сальдо 289-го счета продолжает списываться в соответствии с
процедурой процентного распределения. При этом расчет производится
по мере расходования тех запасов, которые имелись  на  балансе  на
момент изменения учетной политики.
    Таким  образом,  и  после  изменения  учетной  политики  часть
транспортных расходов продолжает отражаться на отдельном субсчете.
По  нашему  мнению,  этот  вариант  не  согласуется  с   принципом
последовательности.  Ведь  фактически  на   протяжении   какого-то
периода (до момента списания всех старых  запасов)  предприятие  в
отношении аналогичных операций и аналогичных видов  запасов  будет
применять разные способы учета транспортных расходов: "те еще" ТЗР
будут списываться  "по-колхозному",  а "новые" -  индивидуализиро-
ванно;
    3) сальдо 289-го счета расчетным методом распределяется  между
запасами, отраженными в д-те 281 на дату изменения политики.
    Третий вариант представляется нам наиболее  рациональным,  так
как при его применении транспортные расходы  в  стоимость  запасов
попадают без отражения на отдельном  субсчете.  Оптимальной  базой
распределения в таком случае будет, по  нашему  мнению,  стоимость
запасов.  То есть сальдо ТЗР распределяется в аналитике  по  видам
запасов  пропорционально  их   себестоимости,   списываясь   сразу
проводкой д-т 231, к-т 239.
    На этом  мы  и  закончим,  пожелав  нашему  главбуху  успешной
индивидуализации...

    {1} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 34.
    {2} См. там же, с. 68-70.
    {3} См. там же, с. 69.
    {4} См. там же.
    {5} Если  же   товарных   остатков   немного   и  транспортно-
заготовительная "история" их известна, то  можно сделать расчет от 
обратного, вычислив под каждый остаток свою сумму ТЗР.
    {6} В "Бухгалтере" № 26'2001 (с. 38) мы уже выражали  сомнения
в том, что убыль ТМЦ, обусловленная учетно-политическими мотивами,
будет воспринята налоговиками столь уж безмятежно.
    {7} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 69.
    {8} См. там же, с. 79.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 16/02, стр. 52
[28.04.2002]
Иван Чалый

------------------------------------------------------------------