Обжалование налогоплательщиками действий налоговой службы

------------------------------------------------------------------

    Какие действия органов налоговой службы налогоплательщик имеет
    право обжаловать?

    Прежде  чем  обжаловать  действия   органов    государственной
налоговой службы налогоплательщику  необходимо  изучить  положения
пункта  5.2  статьи  5  Закона  Украины  "О   порядке    погашения
обязательств    плательщиков    налогов    перед    бюджетами    и
государственными  целевыми  фондами"  от  21.12.2000 г. № 2181-III
( 2181-14 )  и  приказа  Государственной  налоговой  администрации
Украины  от 02.03.2001 г. № 82 ( z0238-01 ), зарегистрированного в
Министерстве юстиции 15.03.2001 г. № 238/5429, которым  утверждено
"Положение  о  порядке   предоставления   и   рассмотрения   жалоб
налогоплательщиков органами государственной налоговой службы".
    Пунктом 2 Положения предусмотрено, что налогоплательщики имеют
право обжаловать:
    - налоговые извещения о суммах налоговых обязательств;
    - постановления о наложении административных взысканий;
    - решения относительно:
    а) определения сумм налоговых обязательств;
    б) согласования операций  с  заложенными  активами  налогопла-
тельщика;
    в) согласования плана реорганизации, продажи активов,  которые
находятся в налоговом залоге;
    г) применения штрафных (финансовых) санкций;
    д) ареста активов;
    е) наложения ответственности за  погашение  остаточного  долга
налогоплательщика на третье лицо;
    ж)  досрочном  расторжении  договоров  о  рассрочке,  отсрочке
налоговых  обязательств  по  инициативе   органа   государственной
налоговой службы.
    Необходимо  отметить,  что  органы  государственной  налоговой
службы  рассматривают  жалобы   налогоплательщиков  по   налоговым
извещениям о суммах налоговых обязательств  по  налогам  и  сборам
(обязательным   платежам),   которые   взимаются   в   бюджеты   и
государственные целевые фонды, кроме ввозной и  вывозной  пошлины,
акцизного  сбора  и  налога  на  добавленную  стоимость  и  других
налогов, сборов (обязательных платежей), которые в соответствии  с
законодательством  взимаются  при  ввозе  (пересылке)  товаров   и
предметов на таможенную территорию Украины или вывозе  (пересылке)
товаров и предметов с таможенной  территории  Украины,  взносов  в
Пенсионный фонд Украины, взносов в  Фонд  социального  страхования
Украины.
    Обращаю Ваше внимание на  то,  что,  учитывая  тот  факт,  что
налоговые   требования   выставляются   на   согласованную   сумму
налогового обязательства, которую налогоплательщик не уплачивает в
установленные сроки, то на нормы подпункта 5.2.2 пункта 5.2 статьи
5 Закона Украины "О порядке  погашения  обязательств  плательщиков
налогов перед бюджетами и  государственными  целевыми  фондами"  и
Положение  о  порядке  предоставления   и    рассмотрения    жалоб
налогоплательщиков  органами  государственной  налоговой   службы,
утвержденного  приказом  Государственной  налоговой  администрации
Украины от 2 марта 2001 года № 82 ( z0238-01 ) (зарегистрировано в
Министерстве юстиции Украины 15 марта 2001 года  №  238/5429),  не
распространяются  на  принятие  решений  по  рассмотрению    жалоб
налогоплательщиков на налоговые требования.  Об этом было доведено
до ведома налогоплательщиков  письмом  ГНАУ  от  18.01.2002  г.  №
961/7/25-0017 ( v0961225-02 ).

    В  каких  случаях  налогоплательщик   может    воспользоваться
    апелляционным согласованием налоговых обязательств?

    В соответствии с подпунктом 5.2.1 статьи 5 Закона  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г.  №
2181-III   ( 2181-14 )  апелляционным   согласованием    налоговых
обязательств  налогоплательщик  может  воспользоваться   в    двух
случаях:
    1) при  определении  налогового  обязательства  контролирующим
органом;
    2) при определении суммы налогового обязательства по  непрямым
методам.
    В соответствии с подпунктом 4.2.2 Закона контролирующий  орган
обязан самостоятельно определить  сумму  налогового  обязательства
налогоплательщика в случае, если:
    а) налогоплательщик не  предоставляет  в  установленные  сроки
налоговую декларацию;
    б) данные  документальных  проверок  результатов  деятельности
налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении  суммы
его налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях;
    в)  контролирующий   орган   выявляет    арифметические    или
методологические  ошибки  в  предоставленной    налогоплательщиком
налоговой декларации, которые привели к  занижению  или  завышению
суммы налогового обязательства;
    г)  согласно  законам  по  вопросам  налогообложения    лицом,
ответственным  за   начисление   отдельного   налога   или   сбора
(обязательного платежа), является контролирующий орган.
    Что  касается  непрямых  методов  определения  сумм  налоговых
обязательств, то на сегодняшний день  методика  определения  суммы
налогового обязательства пока не утверждена.

    Что должно быть указано в жалобе, которая  подается  в  органы
    налоговой службы?

    Пунктом 3 Положения о порядке  предоставления  и  рассмотрения
жалоб   налогоплательщиков  органами  государственной    налоговой
службы,   утвержденного    приказом   Государственной    налоговой
администрации Украины от 02.03.2001 г. № 82 ( z0238-01 ),  предус-
мотрено, что в жалобе (заявлении) должны быть указаны:
    - фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица, а
для юридического лица - его наименование, местонахождение;
    -  наименование  органа  государственной  налоговой    службы,
которым  выдано  налоговое  извещение  или  обжалуемое  извещение-
решение, дата, номер;
    - суть затронутого вопроса, прошение или требование;
    - информация о предоставлении  или  непредоставлении  искового
заявления в суд (арбитражный  суд)  о  признании  недействительным
налогового извещения или извещения-решения органа  государственной
налоговой службы;
    - подпись физического лица или уполномоченного на то  лица,  а
для юридического лица -  подпись  руководителя  или  представителя
юридического лица, скрепленного печатью юридического лица.
    Жалоба (заявление) должна быть изложена в  письменном  виде  и
направлена в орган государственной налоговой службы по  почте  или
передана физическим или юридическим лицом через представителя.
    Если жалоба в  интересах  физического  или  юридического  лица
подается его представителем, то к жалобе  (заявлению)  прилагается
копия  доверенности  (поручения),  оформленной  в  соответствии  с
требованиями  действующего  законодательства.  С  жалобой    можно
предоставлять   документы,  расчеты  и   доказательства,   которые
налогоплательщик считает необходимым предоставить.
    Жалоба  (заявление),  оформленная    без    соблюдения    этих
требований, не дающая возможности рассмотреть  жалобу  (заявление)
по   существу,  возвращается  лицу,   которое    ее    подало,   с
соответствующими  разъяснениями  не  позднее  пяти   дней  с   дня
получения такой жалобы (заявления).

    В какие сроки подается жалоба в налоговые  органы  и  в  какие
    сроки она рассматривается?

    В соответствии с подпунктом 5.2.2 статьи 5 Закона  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г.  №
2181-III  ( 2181-14 )   жалоба  должна  быть  подана    в    орган
государственной налоговой  службы  в  течение  десяти  календарных
дней, следующих за днем  получения  налогоплательщиком  налогового
извещения  (извещения-решения)  органа  государственной  налоговой
службы.
    Если в соответствии с законом орган государственной  налоговой
службы  самостоятельно    определяет    налоговое    обязательство
налогоплательщика   по   причинам,  не  связанным   с   нарушением
налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на
административное  обжалование  решений   органа    государственной
налоговой службы  в  течение  тридцати  календарных  дней  со  дня
получения налогового извещения или ответа органа налоговой службы.
    Жалоба (заявление), поданная с соблюдением требований  порядка
и сроков, приостанавливает выполнение налогоплательщиком налоговых
обязательств, определенных в налоговом извещении, на  срок  с  дня
предоставления такой жалобы (заявления) в орган  налоговой  службы
до окончания процедуры административного  обжалования.  В  течение
указанного срока обжалуемые  налоговые  требования  по  налогу  не
направляются, а обжалуемая сумма считается несогласованной.
    В случае если последний день сроков (10-й или  30-й),  включая
установленные  по  решению  руководителя  органа   государственной
налоговой службы (или его заместителя), приходится на выходной или
праздничный день, последним днем  таких  сроков  считается  первый
следующий рабочий день.
    Руководитель органа налоговой  службы  (или  его  заместитель)
обязан принять мотивированное решение и направить  его  в  течение
двадцати   календарных    дней    со    дня    получения    жалобы
налогоплательщика или в течение продленного  срока  (но  не  более
шестидесяти дней) в его адрес почтой с уведомлением о вручении или
предоставить ему под расписку.  Необходимо отметить, что в  случае
принятия решения руководителем налогового органа (его заместителя)
решения о продлении сроков рассмотрения  жалобы  налогоплательщика
свыше двадцати  дней,  решение  о  продлении  сроков  направляется
налогоплательщику в его адрес почтой с уведомлением о вручении или
предоставляется ему под расписку.
    В  случае  когда  орган  государственной   налоговой    службы
направляет  налогоплательщику  извещение-решение  о  полном    или
частичном  неудовлетворении  его  жалобы,  такой  налогоплательщик
имеет  право  обратиться  в  течение  десяти  календарных    дней,
следующих за днем получения ответа, с повторной  жалобой  в  орган
государственной налоговой службы высшего уровня, а  при  повторном
полном  или  частичном  неудовлетворении  жалобы   -    в    орган
государственной налоговой  службы  высшего  уровня  с  соблюдением
указанного десятидневного срока для каждого случая  обжалования  и
указанного двадцатидневного срока для ответа на него.
    Повторная жалоба в письменной форме может направляться на  имя
руководителя  органа  государственной  налоговой  службы   высшего
уровня в орган государственной налоговой службы, решение  которого
обжалуется, или непосредственно в орган налоговой  службы  высшего
уровня.  О предоставлении повторной жалобы непосредственно в орган
налоговой  службы  высшего    уровня    налогоплательщик    обязан
одновременно  уведомить   орган    налоговой    службы,    который
рассматривал  первичную  жалобу  (по  месту   взятия    на    учет
налогоплательщика).  Обращаем Ваше  внимание  на  то,  что  теперь
налогоплательщики могут получать извещение-решение,  в  котором  в
номере через дробь будет указан номер жалобы, на которую  отвечает
извещение-решение.  Например,  налоговое извещение № 0000012301/0-
№1-го решения.  Налоговое извещение №  0000012301/1-№ - решения на
1-ю  жалобу  плательщика.  Налоговое  извещение   № 0000012301/2-№
-  решения  на  2-ю  жалобу  плательщика.  Налоговое  извещение  №
0000012301/3-№-решения на 3-ю жалобу плательщика.

    Какое решение может принять  орган  государственной  налоговой
    службы по результатам рассмотрения жалобы?

    Пунктом 6 Положения о порядке  предоставления  и  рассмотрения
жалоб  налогоплательщиков  органами   государственной    налоговой
службы,  утвержденного   приказом  ГНАУ  от  02.03.2001  г.  №  82
( z0238-01 ), предусмотрено, что  орган  государственной налоговой
службы  при  рассмотрении  жалобы  (заявления)   налогоплательщика
проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения (налого-
вого извещения) и принимает одно из следующих решений:
    1) оставляет  обжалуемое  решение  (налоговое  извещение)  без
изменений, а жалобу (заявление) без удовлетворения;
    2) отменяет в определенной части обжалуемое решение (налоговое
извещение) и не удовлетворяет жалобу (заявление) налогоплательщика
в определенной части;
    3)  отменяет  обжалуемое  решение  (налоговое   извещение)   и
удовлетворяет жалобу (заявление) налогоплательщика;
    4) о налоговом компромиссе.
    Если  норма  закона  или  другого  нормативно-правового  акта,
изданного на основании закона, или когда нормы  различных  законов
или различных нормативно-правовых  актов  допускают  неоднозначную
(множественную) трактовку прав  и  обязанностей  налогоплательщика
или органов государственной налоговой службы, вследствие чего есть
возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так  и
в  пользу  органа  государственной  налоговой  службы,  решение  в
пределах  апелляционного  согласования  принимается    в    пользу
налогоплательщика.

    Какие права имеет налогоплательщик,  который  подал  жалобу  в
    орган государственной налоговой службы?

    В соответствии с пунктом 15 Положения о порядке предоставления
и рассмотрения жалоб налогоплательщиков  органами  государственной
налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ от 02.03.2001  г.  №
82, налогоплательщик, который подал  жалобу  (заявление)  в  орган
налоговой службы имеет право:
    - лично изложить  аргументы  лицу,  которое  проверяло  жалобу
(заявление), и участвовать в проверке поданной жалобы (заявления);
    - ознакомиться с материалами проверки;
    - подавать  дополнительные  материалы  или  настаивать  на  их
запросе  органом  государственной  налоговой    службы,    который
рассматривает жалобу (заявление);
    - присутствовать при рассмотрении жалобы (заявления);
    -  пользоваться  услугами   адвоката    или    уполномоченного
представителя, оформив  это  полномочие  в  установленном  законом
порядке;
    - получить письменный ответ о результатах рассмотрения  жалобы
(заявления);
    - высказывать устно  или  письменно  требование  о  соблюдении
тайны рассмотрения жалобы (заявления);
    - требовать возмещения убытков,  если  они  стали  результатом
неправомерных решений;
    - отзывать или  аннулировать  поданную  жалобу  (заявление)  в
любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы
(заявления). Отзыв или аннулирование жалобы (заявления) проводится
по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.

    Имеет ли право налогоплательщик  на  продление  сроков  подачи
    жалобы (заявления)?

    Решения о продлении  сроков  для  предоставления  заявлений  о
пересмотре  решений  органов    налоговой    службы    принимаются
руководителем (его заместителем) органа государственной  налоговой
службы  по  письменному  запросу  налогоплательщика    только    в
определенных случаях, а именно, если налогоплательщик:
    - находился за пределами Украины;
    - находился в плавании на морских судах за пределами Украины в
составе команды (экипажа) таких судов;
    - находился в местах лишения свободы по приговору суда;
    - имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением
или пленом на территории  других  государств  или  в  силу  других
обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;
    - был признан по решению суда безвести пропавшим или находился
в розыске в случаях, предусмотренных законодательством.
    Продление предельных сроков  для  предоставления  заявлений  о
пересмотре решений органов  государственной  налоговой  службы  по
указанным  основаниям  осуществляется  для  налогоплательщиков   -
физических лиц, а также для  должностных  лиц  юридического  лица,
если в течение предельных сроков (десяти или тридцати дней)  такое
юридическое лицо не имело других должностных лиц, уполномоченных в
соответствии с законодательством начислять, взыскивать и вносить в
бюджет  налоги,  сборы  (обязательные  платежи),  а  также   вести
налоговый учет и отчетность.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№ 20/02, стр. 44
[24.05.2002]
Ольга Кшеминская
Нач. отд. по разъясн. нал. зак-ва ГНИ в Деснянском районе г. Киева
------------------------------------------------------------------