Представительские расходы: оформляем и учитываем

------------------------------------------------------------------

    Как показывает опыт, бухгалтер обычно избегает использования в
учете статьи расходов, именуемой  "представительские  расходы".  И
действительно, порой при проверке  бывает  очень  трудно  доказать
представителю налоговых служб, что те или иные расходы предприятия
относятся к  представительским  и  их  можно  включить  в  валовые
расходы.
    Законом  о  Прибыли  ( 334/94-ВР ) регламентирован    перечень
расходов, относящихся  к  валовым  расходам  (п.  5.2  ст.  5),  и
перечень расходов, которые ни при каких обстоятельствах  не  могут
быть включены в состав валовых расходов (п. 5.3 ст. 5).  Но  жизнь
диктует множество промежуточных  ситуаций,  предусмотреть  которые
законодательно не всегда возможно.  Поэтому  законодателем  введен
третий перечень  -  расходы  двойного  назначения,  которые  можно
включать в состав валовых  расходов  предприятия,  но  только  при
соблюдении  определенных  условий (п. 5.4 ст. 5 Закона  о  Прибыли
( 334/94-ВР ).
    К таким  расходам  (расходам  двойного  назначения)  относятся
расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и  рекламных
мероприятий относительно товаров,  работ  или  услуг,  продаваемых
(предоставляемых)  таким  налогоплательщиком,  попросту  именуемые
представительскими расходами.

    Определение

    Основным документом, посвященным оформлению, нормам и  порядку
расходования  средств  на  представительские  расходы,    является
утвержденный совместным приказом  Минфина  и  Минэкономики Порядок
№ 88.
    Несмотря на его достаточно "преклонный" возраст, он до сих пор
действует (естественно, в рамках, не  противоречащих  современному
бухучету) {1}.  Поэтому  применять  его  нормы  следует  с  учетом
положений нормативных актов, принятых позже.
    Согласно п. 1 указанного Порядка представительские  расходы  -
это  расходы  министерств,  ведомств,   предприятий,    учреждений
(независимо  от  форм  собственности  и  подчиненности,  а   также
организаций, содержащихся за счет бюджетных средств)  на  прием  и
обслуживание  иностранных  представителей  и  делегаций,  а  также
представителей других предприятий, прибывших  по  приглашению  для
проведения переговоров с целью осуществления международных связей,
установления  и  поддержания  взаимовыгодного  сотрудничества    и
решения вопросов, касающихся коммерческой деятельности.
    К  представительским  расходам  относятся  следующие   затраты
налогоплательщика.
    1. Расходы, связанные  с  проведением  официального  приема  -
завтрака, обеда, ужина.  Он может быть  проведен  в  офисе,  кафе,
ресторане  и  даже  в  специально  арендованном  для  этой    цели
помещении. Меню составляется по усмотрению принимающей стороны.
    2. Транспортное  обеспечение    делегации    -    авиа-    или
железнодорожные  билеты,  затраты  на  автомобильное  обслуживание
перемещения  гостей  (как  собственным  автотранспортом,  так    и
арендованным).  К сожалению, ограничения относительно расходов  на
топливо, стоянку и парковку легкового автотранспорта в этом случае
сохраняются (т. е. их стоимость не включается в валовые  расходы).
Аналогичные расходы на перемещение работников принимающей  стороны
в состав представительских расходов не включаются.
    3. Оплата мероприятий культурной программы,  т. е.  экскурсии,
посещение театров, музеев, выставок и т. п.
    4. Буфетное обслуживание во время переговоров.  Это могут быть
прохладительные напитки, кофе, бутерброды, сладости, фрукты.  Если
оно  организовывается  собственными  силами,  а  не   заказывается
специализированному  предприятию,  то  необходимо  сохранить   все
первичные  документы  (акты,  чеки,  накладные)  на   приобретение
продуктов и посуды (как одноразовой, так многоразовой).
    5. Оплата  услуг  переводчиков  и    другого    обслуживающего
персонала (например стенографистов,  буфетчиков),  но  только  при
условии, что в штате принимающей стороны таковых работников нет.
    6. Оплата  проживания  приглашенных  представителей,    причем
расходы по бронированию номеров в  гостинице  предусматриваются  в
размере 50% стоимости номера за сутки.
    7. Стоимость приобретенных подарков и сувениров для участников
встречи, в т. ч. для представителей приглашенной стороны.
    Следует  отметить,   что  последняя  статья  расходов  введена
благодаря пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона  о  Прибыли ( 334/94-ВР ),
согласно которому в состав валовых расходов включаются расходы  на
организацию приемов,  презентаций  и  праздников,  приобретение  и
распространение  подарков,  включая  бесплатную  раздачу  образцов
товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение  работ)  в
рекламных целях.
    Интересен тот факт,  что ни Приказ № 88 ( z0182-93 ), ни Закон  
о  Прибыли   ( 334/94-ВР )   не   содержит   никаких   ограничений 
относительно приобретения  для  таких  целей  алкогольных напитков 
(и включения их стоимости в валовые расходы).

    Оформление

    На  предприятии  ежегодно  (как  правило,  в   начале    года)
составляется смета  представительских  расходов  на  текущий  год,
которая  утверждается  руководителем  предприятия    или    другим
уполномоченным  должностным  лицом.  Она  должна   отражать    все
планируемые расходы предприятия, связанные с официальными приемами
и презентациями.
    По каждому мероприятию представительского  характера  издается
приказ руководителя, разрабатывается и утверждается программа  его
проведения, содержащая следующие данные:
    - место и дату проведения переговоров или презентации;
    - подробный календарный план;
    - количество приглашенных лиц;
    - количество и персональный состав представителей  принимающей
стороны;
    - размер  предполагаемых  расходов  в  пределах   утвержденной
сметы.
    Утверждается  перечень  сотрудников,  которые  должны    будут
принимать участие в  каждом  мероприятии.  Необходимо  обязательно
проконтролировать, чтобы количество участников  этого  мероприятия
от принимающей стороны ни в коем случае  не  превышало  количества
участников  со  стороны гостей.  Таково  требование  Порядка  № 88 
( z0182-93 ),  однако  вряд  ли  его  выполнение  настолько  важно  
сегодня,  как было важно в 1993 году для организаций, содержащихся 
за счет бюджетных средств.
    Не  стоит  напоминать,  что  планируемое  мероприятие   должно
"перекликаться"  с  характером   деятельности    предприятия.    И
участвовать  в  нем  с  принимающей  стороны  должны    сотрудники
предприятия, имеющие прямое отношение к  вопросам,  которые  будут
рассматриваться во время официальной встречи.
    Все  расходы  на  проведение  представительского   мероприятия
должны быть подтверждены соответствующими первичными  документами,
фиксирующими факт осуществления операции. Такими документами могут
быть  билеты,  чеки,  квитанции,  договоры,  акты    приемки-сдачи
выполненных работ, путевые листы автомобиля, акты списания ТМЦ.
    Если в процессе переговоров не подписаны договоры  или  другие
согласительные  документы,  желательно  зафиксировать    результат
встречи  хотя  бы  в  протоколе  о  намерениях.  Протокол   должен
содержать  все  необходимые  реквизиты    и    быть    подписанным
представителями обеих сторон.  Этот документ  послужит  козырем  в
доказательстве правомерности отнесения представительских затрат на
валовые расходы.
    Чтобы подтверждающие документы  были  достоверны  и  полностью
укомплектованы, при  их  оформлении  необходимо  руководствоваться
требованиями Положения  о  документальном  обеспечении  записей  в
бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства  финансов
Украины от 24.05.95 г. № 88 ( z0168-95 ).
    Еще  один  немаловажный  аспект,  который  почему-то    обычно
игнорируется. На предприятии в обязательном порядке должен вестись
журнал учета  лиц,  прибывающих  в  командировку.  Аккуратное  его
заполнение является еще одним документальным подтверждением  связи
расходов  на  прием  делегации  с   хозяйственной    деятельностью
предприятия.
    Итак, к представительским расходам  относятся  расходы  только
принимающей  стороны.  Обязательным  условием  является  то,   что
представители и  делегации  (как  украинские,  так  и  зарубежные)
должны быть официально приглашены на  встречу.  Для  подтверждения
этого факта нелишним будет сохранить копию приглашения, высланного
партнерам.  Также  желательно  иметь  и  официальное  согласие  от
приглашенной стороны.

    Форма расчетов

    Оплата любых расходов, связанных с  представительскими  целями
предприятия,  должна  производиться  исключительно  в  безналичной
форме.  Ни в коем случае нельзя включать в состав валовых расходов
какие-либо  дополнительные    расходы,    понесенные    работником
предприятия,  к  примеру,  в  командировке.  Подтверждение   этому
находим в посвященном командировкам пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5  Закона
о Прибыли ( 334/94-ВР ),  согласно которому не включается в состав
расходов налогоплательщика наличность,  израсходованная  на  цели,
указанные в пп. 5.4.4 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ).
    Следовательно,  если  работник,  находящийся  в  командировке,
израсходовал некоторые  суммы  наличных  на  проведение  рекламных
мероприятий, организацию встречи, приобрел и  вручил  подарки,  то
эти расходы (в отличие от таких же расходов, но  осуществленных  в
безналичной форме) не включаются в состав валовых расходов (письмо
ГНАУ  от  07.10.99  г.  №  5654/6/15-0216 ( v5654225-99 )).  Такие  
дополнительные расходы командированного работника  рассматриваются    
не  как  представительские,  а   как   повышенные  командировочные  
расходы.  По  приказу  руководителя  предприятие  имеет  право  их    
возместить   работнику,   но   со   всеми   вытекающими  из  этого  
неприятностями:  невключением   в   валовые   расходы,  обложением  
подоходным налогом и прочими сборами.
    Что    касается    использования    валютных    средств     на
представительские цели, то пп. 1.1.2 Правил использования наличной
иностранной  валюты   на    территории    Украины,    утвержденных
постановлением Правления Национального банка Украины  от  26.03.98
№  119  ( z0245-98 ),  установлено,  что   юридическим   лицам   - 
резидентам  и  постоянным  представительствам  юридических  лиц  -   
нерезидентов  разрешена  выплата  наличных  валютных  средств   на  
представительские цели (организацию приемов  и  других официальных  
мероприятий за границей).
    Выдача наличной валюты для отъезжающих за  границу  работников
должна    осуществляться    уполномоченным    банком      согласно
предоставленной заявке.  Если сумма расходов  на  командировку  (с
учетом всех предполагаемых расходов) превышает установленные нормы
вывоза  иностранной  валюты,  то  для  осуществления  расчетов  за
границей используется корпоративная пластиковая карточка одной  из
международных платежных систем.
    Полученная наличная иностранная валюта  должна  использоваться
исключительно в целях, для которых она  получена.  Ответственность
за  нецелевое  использование  возложена  на  юридическое  лицо   -
владельца счета (п. 4.12 указанных Правил).

    Налоговый и бухгалтерский учет

    Согласно требованиям пп. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона  о  Прибыли
( 334/94-ВР )  расходы  на  организацию  приемов,   презентаций  и
праздников, а  также на приобретение и бесплатное  распространение
подарков (образцов товаров и услуг) в рекламных целях  могут  быть
включены в состав валовых расходов отчетного периода в размере  не
более 2% налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за  предыдущий
отчетный (налоговый) квартал.
    Если же фактические расходы на  представительские  мероприятия
превысили допустимые ограничения,  то  налогоплательщику  придется
эту разницу (сумму превышения) покрывать за  счет  чистой  прибыли
предприятия.
    Рассчитать сумму  представительских  расходов  для  налогового
учета, которую предприятие может  отнести  на  валовые  расходы  в
текущем квартале, несложно.

    ПРнал = Стр. 36 x 2 : 100, где

    ПРнал - сумма представительских расходов, отнесенная в  состав
валовых расходов отчетного квартала;
    Стр. 36 - сумма налогооблагаемой прибыли предыдущего квартала,
отраженная в стр. 36 гр. 3 декларации  о  прибыли  предприятия  за
предыдущий отчетный период.
    Отнесение представительских расходов в состав валовых расходов
осуществляется по "правилу первого события", т. е. в том налоговом
периоде, в течение которого состоялось первое событие - предоплата
или  проведение  соответствующих  мероприятий  (пп. 11.2.1 п. 11.2
ст. 11 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР )).
    Предприятие  может  потерять  право  на  увеличение    валовых
расходов,  если  документальное    оформление    представительских
расходов выполнено неправильно или небрежно.  С позиции  пп. 5.3.1
п.  5.3  ст.  5  Закона  о  Прибыли  ( 334/94-ВР )  именно   такие
"неоформленные" расходы расцениваются как расходы, не связанные  с
хозяйственной деятельностью предприятия.
    Право  на  налоговый  кредит  по  представительским   расходам
возникает, в общем порядке, поскольку  Закон  о  НДС ( 168/97-ВР )
не  содержит каких-либо ограничений  относительно  включения  сумм
уплаченного  налога  на  добавленную стоимость в состав налогового
кредита (при наличии правильно оформленных  налоговых  накладных).
Налоговый  кредит  отчетного  периода  состоит  из  сумм  налогов,
уплаченных  (начисленных)    налогоплательщиком    в    связи    с
приобретением  товаров,  работ,  услуг,  в  т.  ч.  в   связи    с
организацией презентации, стоимость которых относится  на  валовые
расходы производства, что определено пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона
о НДС ( 168/97-ВР ).  Следовательно,  на  суммы  отнесения  НДС  в
состав налогового кредита действует ограничение в тех же 2%, что и
на суммы, включаемые в валовые расходы.

    Пример 1

    ООО "Камни планеты" имеет утвержденную смету представительских
расходов на 2002 год в сумме 16 тыс. грн.
    В начале года направлено приглашение делегации  представителей
партнера-нерезидента и получено официальное  согласие  прибыть  на
встречу.  Прием решено  приурочить  к  празднованию  Дня  Киева  и
провести в конце мая.
    Представительские  мероприятия   связаны    с    хозяйственной
деятельностью и должным образом документально оформлены.
    Расходы на прием делегации и проведение презентации составили:

|-----------|----------------|------------------------|------------|
|  Период   |Налогооблагаемая| Расходы на презентацию | Сумма,     |
|           |   прибыль за   |------------|-----------| включаемая |
|           |     квартал    | фактические| предел для| в налоговый|
|           |                |            | включения | кредит по  |
|           |                |            | в валовые | НДС        |
|           |                |            | расходы   |            |
|-----------|----------------|------------|-----------|------------|
| IV квартал| 120,0 тыс. грн.|      -     |     -     |      -     |
| 2001 года |                |            |           |            |
|-----------|----------------|------------|-----------|------------|
| I квартал |  66,0 тыс. грн.|  2 200 грн.| 2 400 грн.|    440 грн.|
| 2002 года |                |            |           |            |
|-----------|----------------|------------|-----------|------------|
| II квартал|       -        |  4 800 грн.| 1 320 грн.|    264 грн.|
| 2002 года |                |            |           |            |
|-----------|----------------|------------|-----------|------------|
|      Итого|       -        |  7 000 грн.| 3 720 грн.|    704 грн.|
|-----------|----------------|------------|-----------|------------|

    В I квартале в валовые расходы включается вся сумма фактически
осуществленных расходов - 2200 грн. и соответствующий ей налоговый
кредит - 440 грн.
    Поскольку расходы на прием делегации во II квартале 2002  года
превысили допустимые 2% прибыли I квартала, то в  валовые  расходы
включается предельно возможная сумма (66000 x 2 : 100 = 1320 грн.)
и   соответствующий   ей   налоговый   кредит   (1320 x 20 : 100 =  
264 грн.).  Остальные  расходы  осуществляются   за  счет  прибыли
предприятия.
    Всего на валовые расходы отнесено 3520 грн.
    Как известно, в бухгалтерском учете  практически  все  расходы
предприятия (организации, учреждения) отражаются на счетах  класса
9 и/или счетах класса 8, т. е. осуществленные в течение  отчетного
периода расходы включаются в состав расходов {2}.
    Представительские  расходы   в    составе    общехозяйственных
корпоративных  расходов,  связанных  с  управлением  предприятием,
относятся  к  административным  расходам  согласно  п.  18  ПБУ 16
"Расходы",  утвержденного  приказом  Министерства финансов Украины
от 31.12.99 г.  № 318 ( z0027-00 ),  а  также  р. 13  Методических  
рекомендаций   по  формированию  себестоимости  продукции  (работ, 
услуг)  в промышленности, утвержденных  приказом  Государственного  
комитета  промышленной  политики  Украины  от  02.02.2001 г.  № 47 
( v0047564-01 ).  Административные  расходы   не    включаются   в    
себестоимость  реализованной  продукции  (товаров, работ, услуг) и  
отражаются на счете 92.
    В соответствии с п. 7 ПБУ 16 "Расходы", утвержденного приказом
Министерства финансов Украины  от  31.12.99 г. № 318 ( z0027-00 ),  
расходы признаются  расходами определенного периода одновременно с
признанием дохода, для получения которого они осуществлены.
    Однако  трудно    определить    конкретный    период,    когда
организованная презентация даст  ощутимый  результат,  значительно
увеличив объемы продаж.  И тем более невозможно определить,  какое
конкретно мероприятие принесло  экономические   выгоды,  поскольку
презентация  -  это  одно  из  звеньев  деятельности  предприятия,
направленной на расширение рынков сбыта.
    В таком случае расходы, которые  невозможно  прямо  связать  с
доходом определенного периода, отражаются в составе расходов  того
отчетного периода, в котором они были осуществлены,  т. е.  тогда,
когда была проведена презентация.
    Любой  хозяйственник  к  солидному    мероприятию    готовится
заблаговременно. И если предприятием заранее приобретены подарки и
сувениры  для  будущей  презентации  или    осуществлены    другие
предварительные  закупки,  то  не  следует  сумму  этих   расходов
списывать на административные расходы отчетного периода.
    Для  подобных  целей  существует  счет  39  "Расходы   будущих
периодов", предназначенный для обобщения  информации  о  расходах,
произведенных в отчетном периоде, которые  подлежат  отнесению  на
расходы в будущих отчетных периодах.
    Часто на практике возникает вопрос о  налогообложении  доходов
представителей приглашенной стороны - физических лиц.  Не является
ли оплата их проживания  в  гостинице  доходом  физического  лица,
поскольку  в  счетах  указываются  фамилии    проживающих?    Если
документальное оформление представительских  расходов  предприятия
находится на должном  уровне,  то  никаких  налоговых  последствий
таких персонифицированных  расходов  не  будет.  Пренебрежительное
отношение предприятия к оформлению  всех  необходимых  документов,
подтверждающих целесообразность произведенных расходов,  неизбежно
повлечет  за  собой  удержание  подоходного  налога  и  начисление
"зарплатных" сборов на сумму оплаты проживания гостей.

    Пример 2

    Воспользуемся данными примера 1.

    ООО "Камни  планеты"  о  проведении  презентации  позаботилось
заранее.  В марте  осуществлены  некоторые  расходы  для  будущего
приема делегации:
    - приобретены канцелярские  товары,  подарки  и  сувениры  для
гостей  и  приглашенных  на  сумму 400 грн.,  кроме  того,  НДС  -  
80 грн.;
    - забронированы  места  в  гостинице,  за  что  уплачено   50%
стоимости  проживания  в  сутки - 1000 грн.,  кроме  того,  НДС  -  
200 грн.;
    - заказано  и   оплачено    экскурсионное    обслуживание    и
театрально-концертная  программа  -  800 грн.,  кроме того,  НДС -  
160 грн.
    То,  что  предприятие  заранее  позаботилось  о    предстоящей
презентации и произвело часть расходов в I квартале, выгодно еще и
тем, что оно таким образом снизило налоговую нагрузку. Если бы все
расходы были осуществлены в апреле - мае (во II квартале), то  ООО
смогло  бы  включить  в  валовые  расходы  только  1320  грн.   и,
соответственно, показать налоговый кредит в сумме 264 грн.
    В данном варианте оно имеет  возможность  отнести  на  валовые
расходы 3520 грн. и в налоговый кредит - 704 грн. (суммарно за два
квартала),   что   в   целом  уменьшает  налогооблагаемую  прибыль 
на   2200  грн.   и,   соответственно,   налог   на   прибыль   на 
2200 x 30 : 100 =  660 грн.
    Остальные расходы выполнены непосредственно перед  проведением
презентации:
    - транспортное обслуживание ООО "Транспортник"  на  сумму  300
грн., кроме того, НДС - 60 грн.;
    - буфетное  обслуживание  и  торжественный  обед,  проведенный
рестораном  "На  схилах  Днiпра"  -  1500 грн., кроме того,  НДС -  
300 грн.;
    - проживание зарубежных гостей  в  гостинице  "Тепло и уют"  -
2200 грн., кроме того, НДС - 440 грн.;
    - оплата обслуживающему персоналу, оформленному  по  договорам
подряда, т. к.  в  штате  предприятия  нет  соответствующих  служб
(заработная плата и обязательные начисления), - 800 грн.
    Описанные операции подготовки и  проведения  приема  делегации
представителей партнера-нерезидента в  бухгалтерском  и  налоговом
учете отразятся следующим образом.

|---|-------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |   учет    |
|   |                         |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД | ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|                           Март 2002 года                        |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Приобретены канцелярские|  631  |  311  |    480|  -  |  400|
|   | товары, подарки и       |641/ндс|  644  |     80|     |     |
|   | сувениры                |   22  |  631  |    400|     |     |
|   |                         |  644  |  631  |     80|     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Забронированы места в   |  377  |  311  |  1 200|  -  |1 000|
|   | гостинице               |641/ндс|  644  |    200|     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Перечислено за          |  377  |  311  |    960|  -  |  800|
|   | экскурсионное           |641/ндс|  644  |    160|     |     |
|   | обслуживание и театраль-|       |       |       |     |     |
|   | но-концертную программу |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Получены театральные    |   39  |  377  |    800|  -  |  -  |
|   | билеты и тематический   |  644  |  377  |    160|     |     |
|   | план экскурсий.         |       |       |       |     |     |
|   | Расходы отнесены на     |       |       |       |     |     |
|   | расходы будущих периодов|       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
|                            Май 2002 года                        |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Оплачено транспортное   |  631  |  311  |    360|  -  |  300|
|   | обслуживание            |641/ндс|  644  |     60|     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Выполнена предоплата за |  377  |  311  |  1 800|  -  |1 020|
|   | буфетное обслуживание и |641/ндс|  644  |    204|     |  {3}|
|   | торжественный обед      |   84  |  644  |     96|     |     |
|   |                         |   92  |   84  |     96|     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Списаны затраты         |   84  |  377  |  1 500|  -  |  -  |
|   | ресторана на основании  |   92  |   84  |  1 500|     |     |
|   | документов,             |  644  |  377  |    300|     |     |
|   | подтверждающих          |       |       |       |     |     |
|   | фактические расходы на  |       |       |       |     |     |
|   | официальный прием       |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Списаны расходы на      |   84  |  631  |    300|  -  |  -  |
|   | транспортное            |   92  |   84  |    300|     |     |
|   | обслуживание на         |  644  |  631  |     60|     |     |
|   | основании               |       |       |       |     |     |
|   | товарно-транспортных    |       |       |       |     |     |
|   | накладных, путевых      |       |       |       |     |     |
|   | листов и актов          |       |       |       |     |     |
|   | выполненных работ       |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 | Списаны расходы за      |   84  |  377  |  3 200|  -  |  -  |
|   | проживание гостей в     |  644  |  377  |    200|     |     |
|   | гостинице на основании  |   84  |  377  |    440|     |     |
|   | счета и квитанций {4}   |   92  |   84  |  3 640|     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 6 | Перечислен остаток      |  377  |  311  |  2 640|  -  |  -  |
|   | средств за проживание   |       |       |       |     |     |
|   | гостей в гостинице      |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 7 | Списаны расходы на      |   84  |   39  |    800|  -  |  -  |
|   | проведение культурной   |   92  |   84  |    800|     |     |
|   | программы на основании  |       |       |       |     |     |
|   | акта выполненных работ  |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 8 | Списаны презентованные  |  809  |   22  |    400|  -  |п.5.9|
|   | гостям канцелярские     |   92  |  809  |    400|     |     |
|   | товары, подарки и       |       |       |       |     |     |
|   | сувениры на основании   |       |       |       |     |     |
|   | внутреннего акта        |       |       |       |     |     |
|   | списания МБП            |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 9 | Начислена зарплата      |  816  |  661  | 606,06|  -  |  -  |
|   | обслуживающему          |   92  |  816  | 606,06|     |     |
|   | персоналу,              |  821  |  651  | 193,94|     |     |
|   | оформленному по         |   92  |  821  | 193,94|     |     |
|   | договорам подряда, и    |       |       |       |     |     |
|   | пенсионный сбор на      |       |       |       |     |     |
|   | нее (32%)               |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 10| Произведены удержания из|  661  |641/пдн| 121,20|  -  |  -  |
|   | зарплаты обслуживающего |  661  |  651  |   6,06|     |     |
|   | персонала (подоходный   |       |       |       |     |     |
|   | налог 20%, пенсионный   |       |       |       |     |     |
|   | сбор 1%)                |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 11| Выплачена зарплата      |  661  |  301  | 478,80|  -  |  -  |
|   | обслуживающему персоналу|       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 12| Определен финансовый    |  791  |   92  |  7 536|  -  |  -  |
|   | результат               |       |       |       |     |     |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    В  итоге  в  рассмотренном  примере  административные  расходы
(по бухучету)  составили  7536 грн.,   что  фактически    является
перерасходом сметы.  Сумма перерасхода состоит  из  сумм  НДС,  не
включенных в налоговый кредит из-за превышения "лимита":
    - 96 грн. - за буфетное обслуживание;
    - 440 грн. - за проживание в гостинице.
    Такую  ситуацию  необходимо  предусматривать  при  утверждении
сметы.

    Отражение в отчетности

    В   налоговой    отчетности    суммы,    израсходованные    на
представительские мероприятия в отчетном периоде и  отнесенные  на
валовые  расходы,  отражаются  в  стр.  21  декларации  о  прибыли
предприятий в составе расходов на организацию приемов, презентаций
и праздников, приобретение  и  распространение  подарков,  включая
бесплатную раздачу образцов в рекламных целях  (согласно  п.  4.16
ст.  4  Порядка  составления  декларации  о  прибыли  предприятия,
утвержденного приказом ГНА Украины от 08.07.97 № 214 ( z0313-97 ),  
в редакции приказа ГНА Украины от 21.01.98 г.  № 37 ( z0094-98 )). 
    Причем  

    стр. 21 / гр. 3 -< {стр. 36 / гр. 3 декларации  за  предыдущий
    квартал} х 2%.

    Сумма,  не    "вписывающаяся"    в    ограничения    (2%    от
налогооблагаемой прибыли  предыдущего  квартала),  которую  нельзя
включить  в  валовые  расходы,  погашается   за    счет    прибыли
предприятия.  Поэтому, естественно, в декларации о прибыли она  не
отражается.
    В бухгалтерской (финансовой) отчетности суммы, израсходованные
на представительские расходы в отчетном  периоде  и  включенные  в
состав административных расходов, отражаются в стр. 070  Отчета  о
финансовых результатах (формы № 2).

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о Прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с    изменениями    и
   дополнениями.
2. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость"
   от 03.04.97 г. № 168/97-ВР с изменениями и дополнениями.
3. Порядок № 88 - Нормы средств на представительские цели, рекламу
   и  выплату  компенсации  за  использование   личных    легковых
   автомобилей для служебных поездок и порядок  их  использования,
   утвержденный  приказом  Министерства   финансов    Украины    и
   Министерства  экономики  Украины  от  12.11.93  г.  №  88,    с
   изменениями и дополнениями.

{1} С 1 января 1995 года признано  утратившим  силу  постановление
    Кабинета Министров Украины от 19.09.93 г. № 764, во исполнение
    которого  издан  приказ № 88.  Но  сам  приказ  официально  не
    отменен.  Поскольку у  предприятий  на  сегодняшний  день  нет
    альтернативы  этому  приказу  относительно   представительских
    расходов, приходится пользоваться его положениями. По сути, из
    него можно применять только определения и порядок оформления.
{2} За  счет  прибыли  отчетного  периода  в  бухгалтерском  учете
    (оборотами  по  дебету  субсчета  443)   выполняются    только
    несколько операций: распределение прибыли между собственниками
    - начисление дивидендов (субсчет 671), выплаты  по  облигациям
    (счет  52),  отчисления   в   резервный  капитал   (счет  43),
    увеличение уставного или паевого капитала (соответственно счет
    40 и счет 41).
{3} В валовые расходы включена сумма в  пределах  "лимита"  на  II
    квартал:  1320  грн.  (всего)  -  300  грн.    (уплачено    за
    транспортное  обслуживание)  =  1020   грн.    Соответственно,
    налоговый  кредит  равен:  264 грн. (допустимый  остаток на II
    квартал) - 60 грн. (отнесено на транспортное  обслуживание)  =
    204  грн.  Оставшаяся  сумма  уплаченного  НДС   в    бухучете
    списывается  на  административные  расходы,  в  налоговом    -
    погашается за счет прибыли.
{4} Частично сумма НДС отнесена на налоговый кредит при оплате  за
    бронирование  мест  в  марте  (200  грн.).  Остальная    сумма
    уплаченного НДС не включается в налоговый кредит (640 - 200  =
    440 грн.), т. к. исчерпан "лимит".


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№25/02, стр. 51
[24.06.2002]
Ирина Резникова
Зам. главного редактора
------------------------------------------------------------------