Нет денег на торговца - не суйся на фондовый рынок!

------------------------------------------------------------------

    Именно  таким  (см.  загл.)  был  смысл  реплики  одного    из
участников  недавно  состоявшейся  в  г.  Харькове    конференции,
посвященной аудиту корпоративных прав.  Участие  в  ней  принимали
представители    Харьковского    территориального       управления
Государственной комиссии  по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку
(далее - ГКЦБФР), а также один из членов ГКЦБФР. Поводом для столь
яркого и предельно доходчивого высказывания как  раз  и  послужило
рассматриваемое нами решение № 321 ( z0904-02 ).
    Самое же ценное, что  удалось  выяснить  в  ходе  состоявшейся
встречи и то, ради чего мы, собственно, и упоминаем о ней в рамках
данной публикации,  -  это мотивы  и  цели принятия решения  № 321
( z0904-02 ).
    Итак,  главная  цель  решения  № 321 ( z0904-02 )  -  повысить
эффективность  и  безопасность  операций  по  купле-продаже ценных
бумаг  на  фондовом  рынке Украины.  Ссылаясь на мировую практику,
представители ГКЦБФР подчеркнули,  что  во  всех развитых  странах
приобретение  и  продажа  ценных  бумаг  в   коммерческих    целях
осуществляются  исключительно  через  профессиональных  участников
фондового рынка -  торговцев  ценными  бумагами.  Причина  тому  -
высокая  эффективность  операций  именно  через  профессионального
посредника,  владеющего  полной   информацией    о    рынке,    и,
соответственно, низкий  уровень  ошибок,  поскольку  работа  через
"профессионала"   сводит    к    минимуму    риск    неправильного
документального  оформления  операций  с  ценными  бумагами.   Для
Украины же, по словам представителей ГКЦБФР,  наиболее  актуальной
является  именно  вторая  из  важнейших  функций   торговцев.   На
сегодняшний  день  в  нашей  стране  основное  количество   споров
относительно ценных бумаг связано с ошибками  и  злоупотреблениями
при документальном оформлении права собственности на них.  А  ведь
правильное документальное оформление купли-продажи - это  основное
в операциях с  ценными  бумагами.  Чтобы  полностью  ликвидировать
указанную проблему,  и  было принято решение №  321  ( z0904-02 ):
ГКЦБФР решила, что вместо  того  чтобы  в  дальнейшем  платить  за
собственную безграмотность в вопросах купли-продажи ценных  бумаг,
"непрофессиональные" участники фондового рынка должны уже сейчас в
обязательном порядке платить за услуги "профессионала" -  торговца
ценными бумагами.
    Не правда  ли,  приведенные  рассуждения  выглядят  достаточно
логично, обоснованно, рационально и даже  с  явной  претензией  на
очередной шаг в нелегком, но  важном  деле  построения  в  Украине
цивилизованного рынка? Действительно, выглядят.  Однако есть здесь
одно  "но".  Благие  намерения  ГКЦБФР,  нацеленные  на   практику
цивилизованных  стран,  находятся  в  некотором   разногласии    с
отечественным законодательством. Если заняться неблагодарным делом
анализа и трактовки последнего, то можно прийти к  выводу  о  том,
что,  сказав "должны",  авторы решения № 321 ( z0904-02 ) нарушили
права физических и юридических лиц - "непрофессионалов" на свободу
инвестиционной деятельности.
    Дальнейший   анализ   последствий   принятия   решения   № 321
( z0904-02 ) мы поведем в двух направлениях:
    1) прежде  всего  разберемся  с   конкретными    практическими
последствиями вступления в силу решения № 321 ( z0904-02 ) {1} как
нормативно-правового  акта,  обязательного  для  выполнения  всеми
участниками фондового рынка Украины;
    2) для тех же "непрофессионалов", кому обязательные расходы на
услуги торговца кажутся слишком  дорогой  платой  за  сомнительную
эффективность и страховку  от  возможных  собственных  ошибок  при
документальном  оформлении  операций  с  ценными   бумагами,    мы
предлагаем  ознакомиться   с    нашими    доводами    относительно
неправомерности   и   нелогичности   предписаний    решения  № 321
( z0904-02 ).

    Что можно самому, а что не самому

    Прежде  чем  приступить  к  непосредственному  анализу решения
№  321  ( z0904-02 ),   сделаем  небольшое  теоретико-историческое
отступление, дабы "войти в тему".
    Возможно, многим еще памятно решение  ГКЦБФР  "Об  определении
критериев профессиональной деятельности  на  рынке  ценных  бумаг"
от 14.05.97 г. № 7 (далее  -  решение  №  7),  которым  для  всех
физических и юридических лиц были установлены конкретные  величины
годовых оборотов по  купле-продаже  ценных  бумаг,  до  достижения
которых  их  деятельность  на  фондовом   рынке    не    считалась
профессиональной и  не  ограничивалась  и,  соответственно,  после
превышения которых их деятельность  на  фондовом  рынке  считалась
профессиональной  и  требовала  наличия  специального   разрешения
(лицензии).  При этом избежать необходимости получения  разрешения
(лицензии)  на  осуществление  профессиональной  деятельности   по
торговле ценными бумагами,  а  значит,  избежать  ответственности,
можно было двумя способами:
    1) не превышать установленный предел оборота;
    2) в  случае  же  превышения  данного  предела  операции    по
купле-продаже  ценных  бумаг   осуществлять    через    посредника
(профессионального  торговца)  на  основании  заключенного  с  ним
договора комиссии или поручения.
    Однако еще 4 октября 2000 года упомянутое  решение  №  7  было
признано недействительным Высшим арбитражным судом Украины. С этой
даты  воцарилась    привычная    для    нашего    законодательства
неопределенность:  ограничение  есть,  но  непонятно,  в  чем  оно
конкретно заключается.
    Речь шла и идет о торговле ценными бумагами как  об  одном  из
видов  профессиональной  деятельности  на  рынке  ценных    бумаг.
Согласно ст. 4 Закона  Украины  "О  государственном  регулировании
рынка  ценных  бумаг  в  Украине"  от  30.10.96  г.   №  448/96-ВР
( 448/96-ВР ),  с  изменениями  и  дополнениями (далее  -  Закон о
регулировании  рынка  ценных  бумаг),    под    "профессиональной"
торговлей  ценными  бумагами  следует    понимать    осуществление
гражданско-правовых  соглашений  с  ценными   бумагами,    которые
предусматривают оплату ценных  бумаг  против  их  поставки  новому
владельцу на основании договоров поручения или  комиссии  за  счет
своих клиентов (брокерская деятельность) или от своего имени и  за
свой  счет  с  целью  перепродажи   третьим    лицам    (дилерская
деятельность), кроме случаев, предусмотренных законодательством.
    Но вот как понимать это определение - совершенно непонятно.  А
это непонимание, в свою очередь, опасно, ибо на  сегодняшний  день
профессиональная деятельность  на  рынке  ценных  бумаг,  согласно
ст. 9  Закона  Украины  "О  лицензировании   определенных    видов
хозяйственной деятельности" от 01.06.2000  № 1775-III ( 1775-14 ),
с  изменениями  и  дополнениями,  отнесена  к  лицензируемым видам
деятельности.
    В  связи  с  этим  отнюдь  не  лишним  будет    напомнить    о
существовании  как  "вчера",  так  и  "сегодня"   широкой    сферы
ответственности за осуществление профессиональной деятельности  на
рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (см. табл. 1).

                                                         Таблица 1

          Ответственность за осуществление профессиональной
           деятельности на рынке ценных бумаг без лицензии

|--------------------|--------------------------|----------------|
|       Основание    |     Ответственность      |  Кем и на кого |
|                    |                          |    налагается  |
|--------------------|--------------------------|----------------|
| Статья 11 Закона о | Штраф в размере до 5000  | Налагается     |
| регулировании рынка| не облагаемых налогом    | уполномоченными|
| ценных бумаг       | минимумов доходов граждан| лицами ГКЦБФР  |
|                    | (на сегодняшний день -   | на юридических |
|                    | до 85000 грн.)           | лиц            |
|--------------------|--------------------------|----------------|
| Статья 13 Закона о | Штраф в размере от 20    | Административ- |
| регулировании рынка| до 50 не облагаемых      | ные взыскания  |
| ценных бумаг       | налогом минимумов доходов| налагаются     |
|                    | граждан (на сегодняшний  | уполномоченными|
|                    | день - от 340            | лицами ГКЦБФР  |
|                    | до 850 грн.)             | на граждан или |
|                    |                          | должностных лиц|
|--------------------|--------------------------|----------------|
| Часть вторая       | Если это было связано с  | Уголовная      |
| статьи 202         | получением дохода,       | ответственность|
| Уголовного кодекса | в 1000 и более раз       | налагается     |
| Украины            | превышающего не          | судом          |
|                    | облагаемый налогом       |                |
|                    | минимум доходов          |                |
|                    | граждан, то налагается   |                |
|                    | штраф в размере от 200   |                |
|                    | до 500 не облагаемых     |                |
|                    | налогом минимумов доходов|                |
|                    | граждан (на сегодняшний  |                |
|                    | день - от 3400           |                |
|                    | до 8500 грн.) или        |                |
|                    | применяется ограничение  |                |
|                    | свободы на срок до 3 лет |                |
|--------------------|--------------------------|----------------|

    Вплоть до недавнего времени все эти  санкции  отбивали  всякую
охоту для собственной трактовки широты понятия  "торговля  ценными
бумагами".  Но, как говорится, не прошло и двух лет со дня  отмены
решения № 7, как свет увидело очередное толкование данного понятия
со стороны  ГКЦБФР,  оформленное  в  виде  нового  решения  №  321
( z0904-02 ).  И принятие данного документа  можно  приветствовать
уже  хотя  бы   потому,    что    была    ликвидирована    опасная
неопределенность при квалификации операций на фондовом рынке.
    Итак,  рассмотрим  практические  последствия  решения  №   321
( z0904-02 ) для "обычного"  юридического  или  физического  лица,
т. е. лица, не имеющего лицензии на осуществление профессиональной
деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг (торговли ценными
бумагами).  Для этого приведем (см. табл. 2) те операции с ценными
бумагами, которые "обычные" лица:
    - могут осуществлять самостоятельно от своего имени;
    - не могут осуществлять от своего  имени  ввиду  необходимости
получения  соответствующей  лицензии,  но    могут    осуществлять
исключительно  через  посредника  -  юридическое  лицо  или  банк,
имеющих лицензию ГКЦБФР на осуществление деятельности по выпуску и
обращению ценных бумаг.

                                                         Таблица 2

    Разделение операций по купле-продаже ценных бумаг, введенное
     решением № 321 для физических и юридических лиц, не имеющих
   лицензии на осуществление деятельности по выпуску и обращению
                            ценных бумаг

|-------------------------------|--------------------------------|
|  Можно осуществлять от своего | Нельзя осуществить от своего   |
|    имени без посредничества   | имени, однако можно прибегнуть |
|           торговца            | к посредничеству торговца,     |
|                               | заключив с ним договор         |
|                               | комиссии или поручения на      |
|                               | покупку или продажу бумаг      |
|-------------------------------|--------------------------------|
|               1               |                2               |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 1. Размещение эмитентом       | 1. Любая покупка, любая        |
| собственных ценных бумаг:     | продажа и любой обмен ценных   |
| - в рамках первой и           | бумаг на вторичном рынке, при  |
|   дополнительных эмиссий,     | условии, что контрагентом не   |
|   т. е. при продаже           | является торговец ценными      |
|   эмитентом собственных ценных| бумагами                       |
|   бумаг их первичным          |                                |
|   собственникам               |                                |
| 2. Выкуп эмитентом собственных|                                |
| ценных бумаг для их следующей |                                |
| перепродажи, распространения  |                                |
| среди своих работников или    |                                |
| аннулирования.                |                                |
| В данном случае, судя по      |                                |
| всему, имеются в виду:        |                                |
| - непосредственно операция по |                                |
|   выкупу;                     |                                |
| - распространение (на         |                                |
|   основании любых             |                                |
|   гражданско-правовых         |                                |
|   соглашений) эмитентом ранее |                                |
|   выкупленных собственных     |                                |
|   ценных бумаг среди своих    |                                |
|   работников;                 |                                |
| - перепродажа эмитентом ранее |                                |
|   выкупленных собственных     |                                |
|   ценных бумаг                |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 3. Проведение субъектами      | 2. Операции по покупке и       |
| хозяйственной деятельности    | операции по продаже векселей   |
| расчетов с использованием     | на вторичном рынке за денежные |
| векселей, а именно: выдача    | средства. В данном случае      |
| (передача) векселя за         | вексель рассматривается не как |
| фактически поставленные       | платежный документ, а как      |
| товары, выполненные работы,   | отдельный объект сделки на     |
| предоставленные услуги, а     | рынке ценных бумаг             |
| также погашение векселей      |                                |
| (в том числе досрочное и/или  |                                |
| авалистом).                   |                                |
| Судя по всему, имеются в виду |                                |
| три операции:                 |                                |
| - по выдаче векселя первому   |                                |
|   векселедержателю;           |                                |
| - по передаче векселя одним   |                                |
|   векселедержателем другому   |                                |
|   векселедержателю за         |                                |
|   фактически поставленные     |                                |
|   товары, выполненные работы, |                                |
|   предоставленные услуги;     |                                |
| - по погашению векселя        |                                |
|   векселедателем или авалистом|                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 4. Осуществление операций с   | 3. Все другие операции         |
| ценными бумагами на основании | субъектов хозяйственной        |
| договоров купли-продажи или   | деятельности, связанные с      |
| мены, которые заключены       | куплей-продажей ценных бумаг   |
| непосредственно с торговцем   |                                |
| ценными бумагами. То есть     |                                |
| продажа бумаг торговцу или    |                                |
| приобретение бумаг у торговца,|                                |
| обмен собственных бумаг на    |                                |
| бумаги, принадлежащие торговцу|                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 5. Операция по дарению ценных |                                |
| бумаг - как для дарителя, так |                                |
| и для одариваемого.           |                                |
| Операция по унаследованию     |                                |
| ценных бумаг - для наследника |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 6. Операции с ценными         |                                |
| бумагами, связанные с         |                                |
| выполнением решения суда      |                                |
| относительно этих ценных      |                                |
| бумаг. Например,              |                                |
| принудительная передача       |                                |
| другому собственнику          |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 7. Операции, которые не       |                                |
| требуют участия торговца      |                                |
| ценными бумагами в случаях,   |                                |
| прямо предусмотренных законами|                                |
| Украины. Надо сказать, что в  |                                |
| законодательстве такие прямо  |                                |
| предусмотренные случаи пока   |                                |
| отсутствуют                   |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|

    Здесь хотелось бы особо  подчеркнуть,  что  в  решении  №  321
( z0904-02 )   упоминаются    только    субъекты     хозяйственной
деятельности,  а  также  обратить  внимание  на  то,    что    все
ограничения, приведенные в данной таблице, распространяются именно
на  них.  Исходя  из  этого,  можно  заключить,  что  ограничения,
предусмотренные   решением   №  321  ( z0904-02 ),  не    касаются
физических  лиц,  не  являющихся  субъектами   предпринимательской
деятельности.
    Несмотря  на  то  что  перечень  операций,  разрешенных    для
самостоятельного  осуществления  "непрофессионалам"  -   субъектам
хозяйственной  деятельности,  гораздо   больше,    чем    перечень
запрещенных, по сути, соотношение противоположное.  Разрешены лишь
те немногие операции, которые по своему содержанию не относятся  к
коммерческой, если хотите, спекулятивной  деятельности  с  ценными
бумагами.  И  это   правильно.    Такой    подход    действительно
соответствует  смыслу  понятия  профессиональной  деятельности  на
рынке ценных бумаг и, в частности, смыслу понятия торговли ценными
бумагами как вида такой профессиональной  деятельности.  Вопрос  в
другом:  как  ГКЦБФР  подошла  к  проблеме   определения    черты,
разделяющей  спекулятивную   профессиональную    деятельность    и
неспекулятивную непрофессиональную (инвестиционную)  деятельность,
которая,  бесспорно,  является  одной  из  составляющих  фондового
рынка.  А подошла она очень просто -  решила  не  признавать  саму
возможность неспекулятивного непрофессионального (инвестиционного)
приобретения субъектами  хозяйствования  ценных   бумаг.  Согласно
рассматриваемому  решению  № 321 ( z0904-02 ) почти весь вторичный
фондовый рынок (т. е. все операции купли-продажи ценных бумаг,  за
исключением операций в рамках  их  эмиссии  и  погашения)  следует
рассматривать как сферу профессиональной деятельности,  а  значит,
все  его  участники  -  хозяйствующие  субъекты,  не    являющиеся
профессиональными торговцами,  должны  работать  на  данном  рынке
исключительно через посредников-торговцев.  А это, в свою очередь,
означает, что за любую  операцию  по  покупке,  продаже  и  обмену
ценных бумаг, осуществленную торговцем от имени "непрофессионала",
последний должен заплатить комиссионное вознаграждение.  Заплатить
за опыт и осведомленность торговца, а также за минимальность риска
соответствующих    операций    при    таком       профессиональном
посредничестве.
    Для  тех  же  "непрофессионалов",  кому  эти  блага    кажутся
сомнительными,  а  дополнительные  расходы   на    торговца    при
осуществлении  инвестиций  в  ценные  бумаги  -   излишними,    мы
предлагаем  ознакомиться   с    нашими    доводами    относительно
неправомерности решения  № 321 ( z0904-02 )   как  ограничивающего
свободу инвестиционной деятельности, и возможности  его  отмены  в
судебном порядке.

    Поспорим о правомерности...

    А спорить  мы  будем  о  главном  -  о  том,  что  же  считать
профессиональной деятельностью по  торговле  ценными  бумагами.  В
частности,  о  том,  можно  ли   считать    такой    деятельностью
одну-единственную за длительный  промежуток  времени  операцию  по
приобретению ценных бумаг на вторичном рынке  с  целью  реализации
предоставляемых ими прав (например, прав на  получение  дивидендов
по акциям и участие  в  управлении  акционерного  общества)?  Если
исходить  из  требований решения № 321 ( z0904-02 ),  то не только
можно,    но  и  нужно.  Получается,  что  сам  факт  приобретения
"непрофессионалом"  -  субъектом  хозяйственной  деятельности   от
своего  имени  этих  акций  у   "непрофессионала"    -    субъекта
хозяйственной  деятельности  на  вторичном  рынке  -    это    уже
профессиональная деятельность. На самом деле это абсурд.
    Обратимся  к  определениям,  зафиксированным  в    Законе    о
регулировании рынка ценных бумаг ( 448/96-ВР ) и,  в частности,  к
определению дилерской деятельности как подвида  "профессиональной"
торговли  ценными  бумагами,  поскольку решение № 321 ( z0904-02 )
подводит любое  приобретение бумаг от своего  имени  на  вторичном
рынке именно под  профессиональную  дилерскую  деятельность.  Если
исходить  из  норм  Закона  о  регулировании  рынка  ценных  бумаг
( 448/96-ВР ),  то  дилерская  деятельность  -  это  прежде  всего
предпринимательская деятельность, которая является,  как  правило,
исключительным  или  преимущественным   видом    деятельности    и
предполагает  осуществление  гражданско-правовых   соглашений    с
ценными  бумагами  от  своего  имени  и  за  свой  счет  с   целью
перепродажи третьим лицам.
    Следовательно,  есть  три  обязательных  условия  квалификации
операций с ценными бумагами в качестве профессиональной  дилерской
деятельности:
    1) такая  деятельность  должна   осуществляться    в    рамках
профессиональной деятельности  на  фондовом  рынке,  которая,  как
правило, является  исключительной  или  преимущественной.  Поэтому
единичные операции с ценными бумагами, например, производственного
предприятия, к дилерской деятельности не имеют никакого отношения;
    2) такая деятельность должна быть именно  предпринимательской,
т.  е.  непосредственной  самостоятельной,  систематической,    на
собственный риск и с целью получения прибыли;
    3) ценные бумаги должны приобретаться с  конкретной  целью  их
перепродажи третьим лицам.
    Иными словами,  дилерская  деятельность  -  это  прежде  всего
спекулятивная деятельность, где объектом являются ценные бумаги, а
их перепродажа  преследует  своей  целью  получение  спекулятивной
прибыли.  Поэтому если бумаги приобретаются не с целью спекуляций,
а с целью инвестиций, о "профессионализме" такого приобретения  не
может быть и речи.
    Например, по отношению к акциям  как  корпоративным  правам  в
статье 1 Закона Украины "О  предпринимательстве"  от  07.02.91  г.
№  698-ХII  ( 698-12 ),   с   изменениями  и  дополнениями,  четко
прописано,  что  владение  ими  не  является   предпринимательской
деятельностью, кроме случаев,  предусмотренных  законодательством.
Спекулятивная дилерская деятельность - как раз и есть тот  случай.
Все остальное
-  это  инвестиции  в  ценные  бумаги,  свободу  которых    нельзя
ограничить ничем, в том  числе  и  сомнительно  "благонамеренными"
условиями  посредничества  профессиональных   торговцев    ценными
бумагами.
    Относить операции по купле и продаже ценных  бумаг  от  своего
имени  к  исключительной  компетенции  лицензированных   торговцев
ценными бумагами будет в корне неправильным.  Обратимся  к  Закону
Украины  "Об  инвестиционной  деятельности"   от    18.09.91    г.
№  1560-ХII  ( 1560-12 ),   с   изменениями  и  дополнениями,  как
основному в данной сфере.  В  нем  ценные  бумаги  определены  как
объекты инвестирования, субъектами которого, в свою очередь, могут
быть  "граждане  и  юридические  лица  Украины    и    иностранных
государств,  а  также  государства".  Никаких    ограничений    по
инвестированию в ценные бумаги исключительно через торговцев  этот
Закон не содержит.  Более того, в пункте  2  статьи  18  этого  же
Закона  закреплена  следующая  норма:  "Никто  не   имеет    права
ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за
исключением  случаев,  предусмотренных  этим  Законом".  Опять  же
повторимся: по отношению к ценным бумагам  таких  исключений  этот
Закон  не  устанавливает. Поэтому  любые  ограничения  в  торговле
ценными бумагами  как  ущемляющие  права  инвесторов  в  свободном
выборе объектов инвестирования являются неправомерными.
    Все эти доводы могут быть  достаточным  основанием  для  того,
чтобы  в  судебном   порядке  добиваться  отмены  решения   №  321
( z0904-02 )   как  ущемляющего  права  инвесторов   в   свободном
выборе объектов инвестирования.
    В заключение все же скажем несколько  слов  в  защиту  авторов
решения  № 321 ( z0904-02 ).  Как мы уже выяснили,  в  ситуации  с
квалификацией  дилерской  деятельности  как  профессиональной  все
упирается  в  понятие  предпринимательства  как  такового   и    в
определение  цели  приобретения  ценных  бумаг  (для    дальнейшей
перепродажи).  Само понятие предпринимательства - давняя проблема,
а уж о доказательстве цели приобретения ценных бумаг и говорить не
стоит.  Все  это    ставит    вопрос    разграничения    дилерской
профессиональной и инвестиционной непрофессиональной  деятельности
на  рынке  ценных   бумаг  в  категорию  неразрешимых  на   уровне
подзаконных актов.  Доказательство тому - судебная отмена  решения
№ 7,  в  котором  ГКЦБФР  взяла  на  себя  смелость  разграничения
дилерской  и  инвестиционной,  а  значит,  предпринимательской   и
непредпринимательской деятельности на фондовом рынке.  Конечно же,
права на это она не имела.  Насколько нам известно, именно по этой
причине решение № 7 и было  признано  недействительным.  С  другой
стороны,  ГКЦБФР  также  не  имеет  никакого    права    полностью
ограничивать инвестиционную деятельность на  рынке  ценных  бумаг,
как она это сделала в теперешнем решении № 321 ( z0904-02 ).
    Вот и получается, что каким бы ни было решение ГКЦБФР по этому
поводу, оно в любом случае будет неправомерным. Вопрос, бесспорно,
требует законодательного разрешения. И только законодательного.

{1} Решение № 321 вступило в силу 29 ноября 2002 года, т. е. через
    10 дней  после  его  государственной  регистрации  в  Минюсте,
    датированной 18 ноября 2002 года.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№96/02, стр. 33
[02.12.2002]
Сергей Кириллов
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------