Нет денег на торговца - не суйся на фондовый рынок! ------------------------------------------------------------------ Именно таким (см. загл.) был смысл реплики одного из участников недавно состоявшейся в г. Харькове конференции, посвященной аудиту корпоративных прав. Участие в ней принимали представители Харьковского территориального управления Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (далее - ГКЦБФР), а также один из членов ГКЦБФР. Поводом для столь яркого и предельно доходчивого высказывания как раз и послужило рассматриваемое нами решение № 321 ( z0904-02 ). Самое же ценное, что удалось выяснить в ходе состоявшейся встречи и то, ради чего мы, собственно, и упоминаем о ней в рамках данной публикации, - это мотивы и цели принятия решения № 321 ( z0904-02 ). Итак, главная цель решения № 321 ( z0904-02 ) - повысить эффективность и безопасность операций по купле-продаже ценных бумаг на фондовом рынке Украины. Ссылаясь на мировую практику, представители ГКЦБФР подчеркнули, что во всех развитых странах приобретение и продажа ценных бумаг в коммерческих целях осуществляются исключительно через профессиональных участников фондового рынка - торговцев ценными бумагами. Причина тому - высокая эффективность операций именно через профессионального посредника, владеющего полной информацией о рынке, и, соответственно, низкий уровень ошибок, поскольку работа через "профессионала" сводит к минимуму риск неправильного документального оформления операций с ценными бумагами. Для Украины же, по словам представителей ГКЦБФР, наиболее актуальной является именно вторая из важнейших функций торговцев. На сегодняшний день в нашей стране основное количество споров относительно ценных бумаг связано с ошибками и злоупотреблениями при документальном оформлении права собственности на них. А ведь правильное документальное оформление купли-продажи - это основное в операциях с ценными бумагами. Чтобы полностью ликвидировать указанную проблему, и было принято решение № 321 ( z0904-02 ): ГКЦБФР решила, что вместо того чтобы в дальнейшем платить за собственную безграмотность в вопросах купли-продажи ценных бумаг, "непрофессиональные" участники фондового рынка должны уже сейчас в обязательном порядке платить за услуги "профессионала" - торговца ценными бумагами. Не правда ли, приведенные рассуждения выглядят достаточно логично, обоснованно, рационально и даже с явной претензией на очередной шаг в нелегком, но важном деле построения в Украине цивилизованного рынка? Действительно, выглядят. Однако есть здесь одно "но". Благие намерения ГКЦБФР, нацеленные на практику цивилизованных стран, находятся в некотором разногласии с отечественным законодательством. Если заняться неблагодарным делом анализа и трактовки последнего, то можно прийти к выводу о том, что, сказав "должны", авторы решения № 321 ( z0904-02 ) нарушили права физических и юридических лиц - "непрофессионалов" на свободу инвестиционной деятельности. Дальнейший анализ последствий принятия решения № 321 ( z0904-02 ) мы поведем в двух направлениях: 1) прежде всего разберемся с конкретными практическими последствиями вступления в силу решения № 321 ( z0904-02 ) {1} как нормативно-правового акта, обязательного для выполнения всеми участниками фондового рынка Украины; 2) для тех же "непрофессионалов", кому обязательные расходы на услуги торговца кажутся слишком дорогой платой за сомнительную эффективность и страховку от возможных собственных ошибок при документальном оформлении операций с ценными бумагами, мы предлагаем ознакомиться с нашими доводами относительно неправомерности и нелогичности предписаний решения № 321 ( z0904-02 ). Что можно самому, а что не самому Прежде чем приступить к непосредственному анализу решения № 321 ( z0904-02 ), сделаем небольшое теоретико-историческое отступление, дабы "войти в тему". Возможно, многим еще памятно решение ГКЦБФР "Об определении критериев профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" от 14.05.97 г. № 7 (далее - решение № 7), которым для всех физических и юридических лиц были установлены конкретные величины годовых оборотов по купле-продаже ценных бумаг, до достижения которых их деятельность на фондовом рынке не считалась профессиональной и не ограничивалась и, соответственно, после превышения которых их деятельность на фондовом рынке считалась профессиональной и требовала наличия специального разрешения (лицензии). При этом избежать необходимости получения разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной деятельности по торговле ценными бумагами, а значит, избежать ответственности, можно было двумя способами: 1) не превышать установленный предел оборота; 2) в случае же превышения данного предела операции по купле-продаже ценных бумаг осуществлять через посредника (профессионального торговца) на основании заключенного с ним договора комиссии или поручения. Однако еще 4 октября 2000 года упомянутое решение № 7 было признано недействительным Высшим арбитражным судом Украины. С этой даты воцарилась привычная для нашего законодательства неопределенность: ограничение есть, но непонятно, в чем оно конкретно заключается. Речь шла и идет о торговле ценными бумагами как об одном из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Согласно ст. 4 Закона Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30.10.96 г. № 448/96-ВР ( 448/96-ВР ), с изменениями и дополнениями (далее - Закон о регулировании рынка ценных бумаг), под "профессиональной" торговлей ценными бумагами следует понимать осуществление гражданско-правовых соглашений с ценными бумагами, которые предусматривают оплату ценных бумаг против их поставки новому владельцу на основании договоров поручения или комиссии за счет своих клиентов (брокерская деятельность) или от своего имени и за свой счет с целью перепродажи третьим лицам (дилерская деятельность), кроме случаев, предусмотренных законодательством. Но вот как понимать это определение - совершенно непонятно. А это непонимание, в свою очередь, опасно, ибо на сегодняшний день профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, согласно ст. 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" от 01.06.2000 № 1775-III ( 1775-14 ), с изменениями и дополнениями, отнесена к лицензируемым видам деятельности. В связи с этим отнюдь не лишним будет напомнить о существовании как "вчера", так и "сегодня" широкой сферы ответственности за осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (см. табл. 1). Таблица 1 Ответственность за осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг без лицензии |--------------------|--------------------------|----------------| | Основание | Ответственность | Кем и на кого | | | | налагается | |--------------------|--------------------------|----------------| | Статья 11 Закона о | Штраф в размере до 5000 | Налагается | | регулировании рынка| не облагаемых налогом | уполномоченными| | ценных бумаг | минимумов доходов граждан| лицами ГКЦБФР | | | (на сегодняшний день - | на юридических | | | до 85000 грн.) | лиц | |--------------------|--------------------------|----------------| | Статья 13 Закона о | Штраф в размере от 20 | Административ- | | регулировании рынка| до 50 не облагаемых | ные взыскания | | ценных бумаг | налогом минимумов доходов| налагаются | | | граждан (на сегодняшний | уполномоченными| | | день - от 340 | лицами ГКЦБФР | | | до 850 грн.) | на граждан или | | | | должностных лиц| |--------------------|--------------------------|----------------| | Часть вторая | Если это было связано с | Уголовная | | статьи 202 | получением дохода, | ответственность| | Уголовного кодекса | в 1000 и более раз | налагается | | Украины | превышающего не | судом | | | облагаемый налогом | | | | минимум доходов | | | | граждан, то налагается | | | | штраф в размере от 200 | | | | до 500 не облагаемых | | | | налогом минимумов доходов| | | | граждан (на сегодняшний | | | | день - от 3400 | | | | до 8500 грн.) или | | | | применяется ограничение | | | | свободы на срок до 3 лет | | |--------------------|--------------------------|----------------| Вплоть до недавнего времени все эти санкции отбивали всякую охоту для собственной трактовки широты понятия "торговля ценными бумагами". Но, как говорится, не прошло и двух лет со дня отмены решения № 7, как свет увидело очередное толкование данного понятия со стороны ГКЦБФР, оформленное в виде нового решения № 321 ( z0904-02 ). И принятие данного документа можно приветствовать уже хотя бы потому, что была ликвидирована опасная неопределенность при квалификации операций на фондовом рынке. Итак, рассмотрим практические последствия решения № 321 ( z0904-02 ) для "обычного" юридического или физического лица, т. е. лица, не имеющего лицензии на осуществление профессиональной деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг (торговли ценными бумагами). Для этого приведем (см. табл. 2) те операции с ценными бумагами, которые "обычные" лица: - могут осуществлять самостоятельно от своего имени; - не могут осуществлять от своего имени ввиду необходимости получения соответствующей лицензии, но могут осуществлять исключительно через посредника - юридическое лицо или банк, имеющих лицензию ГКЦБФР на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг. Таблица 2 Разделение операций по купле-продаже ценных бумаг, введенное решением № 321 для физических и юридических лиц, не имеющих лицензии на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг |-------------------------------|--------------------------------| | Можно осуществлять от своего | Нельзя осуществить от своего | | имени без посредничества | имени, однако можно прибегнуть | | торговца | к посредничеству торговца, | | | заключив с ним договор | | | комиссии или поручения на | | | покупку или продажу бумаг | |-------------------------------|--------------------------------| | 1 | 2 | |-------------------------------|--------------------------------| | 1. Размещение эмитентом | 1. Любая покупка, любая | | собственных ценных бумаг: | продажа и любой обмен ценных | | - в рамках первой и | бумаг на вторичном рынке, при | | дополнительных эмиссий, | условии, что контрагентом не | | т. е. при продаже | является торговец ценными | | эмитентом собственных ценных| бумагами | | бумаг их первичным | | | собственникам | | | 2. Выкуп эмитентом собственных| | | ценных бумаг для их следующей | | | перепродажи, распространения | | | среди своих работников или | | | аннулирования. | | | В данном случае, судя по | | | всему, имеются в виду: | | | - непосредственно операция по | | | выкупу; | | | - распространение (на | | | основании любых | | | гражданско-правовых | | | соглашений) эмитентом ранее | | | выкупленных собственных | | | ценных бумаг среди своих | | | работников; | | | - перепродажа эмитентом ранее | | | выкупленных собственных | | | ценных бумаг | | |-------------------------------|--------------------------------| | 3. Проведение субъектами | 2. Операции по покупке и | | хозяйственной деятельности | операции по продаже векселей | | расчетов с использованием | на вторичном рынке за денежные | | векселей, а именно: выдача | средства. В данном случае | | (передача) векселя за | вексель рассматривается не как | | фактически поставленные | платежный документ, а как | | товары, выполненные работы, | отдельный объект сделки на | | предоставленные услуги, а | рынке ценных бумаг | | также погашение векселей | | | (в том числе досрочное и/или | | | авалистом). | | | Судя по всему, имеются в виду | | | три операции: | | | - по выдаче векселя первому | | | векселедержателю; | | | - по передаче векселя одним | | | векселедержателем другому | | | векселедержателю за | | | фактически поставленные | | | товары, выполненные работы, | | | предоставленные услуги; | | | - по погашению векселя | | | векселедателем или авалистом| | |-------------------------------|--------------------------------| | 4. Осуществление операций с | 3. Все другие операции | | ценными бумагами на основании | субъектов хозяйственной | | договоров купли-продажи или | деятельности, связанные с | | мены, которые заключены | куплей-продажей ценных бумаг | | непосредственно с торговцем | | | ценными бумагами. То есть | | | продажа бумаг торговцу или | | | приобретение бумаг у торговца,| | | обмен собственных бумаг на | | | бумаги, принадлежащие торговцу| | |-------------------------------|--------------------------------| | 5. Операция по дарению ценных | | | бумаг - как для дарителя, так | | | и для одариваемого. | | | Операция по унаследованию | | | ценных бумаг - для наследника | | |-------------------------------|--------------------------------| | 6. Операции с ценными | | | бумагами, связанные с | | | выполнением решения суда | | | относительно этих ценных | | | бумаг. Например, | | | принудительная передача | | | другому собственнику | | |-------------------------------|--------------------------------| | 7. Операции, которые не | | | требуют участия торговца | | | ценными бумагами в случаях, | | | прямо предусмотренных законами| | | Украины. Надо сказать, что в | | | законодательстве такие прямо | | | предусмотренные случаи пока | | | отсутствуют | | |-------------------------------|--------------------------------| Здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что в решении № 321 ( z0904-02 ) упоминаются только субъекты хозяйственной деятельности, а также обратить внимание на то, что все ограничения, приведенные в данной таблице, распространяются именно на них. Исходя из этого, можно заключить, что ограничения, предусмотренные решением № 321 ( z0904-02 ), не касаются физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Несмотря на то что перечень операций, разрешенных для самостоятельного осуществления "непрофессионалам" - субъектам хозяйственной деятельности, гораздо больше, чем перечень запрещенных, по сути, соотношение противоположное. Разрешены лишь те немногие операции, которые по своему содержанию не относятся к коммерческой, если хотите, спекулятивной деятельности с ценными бумагами. И это правильно. Такой подход действительно соответствует смыслу понятия профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и, в частности, смыслу понятия торговли ценными бумагами как вида такой профессиональной деятельности. Вопрос в другом: как ГКЦБФР подошла к проблеме определения черты, разделяющей спекулятивную профессиональную деятельность и неспекулятивную непрофессиональную (инвестиционную) деятельность, которая, бесспорно, является одной из составляющих фондового рынка. А подошла она очень просто - решила не признавать саму возможность неспекулятивного непрофессионального (инвестиционного) приобретения субъектами хозяйствования ценных бумаг. Согласно рассматриваемому решению № 321 ( z0904-02 ) почти весь вторичный фондовый рынок (т. е. все операции купли-продажи ценных бумаг, за исключением операций в рамках их эмиссии и погашения) следует рассматривать как сферу профессиональной деятельности, а значит, все его участники - хозяйствующие субъекты, не являющиеся профессиональными торговцами, должны работать на данном рынке исключительно через посредников-торговцев. А это, в свою очередь, означает, что за любую операцию по покупке, продаже и обмену ценных бумаг, осуществленную торговцем от имени "непрофессионала", последний должен заплатить комиссионное вознаграждение. Заплатить за опыт и осведомленность торговца, а также за минимальность риска соответствующих операций при таком профессиональном посредничестве. Для тех же "непрофессионалов", кому эти блага кажутся сомнительными, а дополнительные расходы на торговца при осуществлении инвестиций в ценные бумаги - излишними, мы предлагаем ознакомиться с нашими доводами относительно неправомерности решения № 321 ( z0904-02 ) как ограничивающего свободу инвестиционной деятельности, и возможности его отмены в судебном порядке. Поспорим о правомерности... А спорить мы будем о главном - о том, что же считать профессиональной деятельностью по торговле ценными бумагами. В частности, о том, можно ли считать такой деятельностью одну-единственную за длительный промежуток времени операцию по приобретению ценных бумаг на вторичном рынке с целью реализации предоставляемых ими прав (например, прав на получение дивидендов по акциям и участие в управлении акционерного общества)? Если исходить из требований решения № 321 ( z0904-02 ), то не только можно, но и нужно. Получается, что сам факт приобретения "непрофессионалом" - субъектом хозяйственной деятельности от своего имени этих акций у "непрофессионала" - субъекта хозяйственной деятельности на вторичном рынке - это уже профессиональная деятельность. На самом деле это абсурд. Обратимся к определениям, зафиксированным в Законе о регулировании рынка ценных бумаг ( 448/96-ВР ) и, в частности, к определению дилерской деятельности как подвида "профессиональной" торговли ценными бумагами, поскольку решение № 321 ( z0904-02 ) подводит любое приобретение бумаг от своего имени на вторичном рынке именно под профессиональную дилерскую деятельность. Если исходить из норм Закона о регулировании рынка ценных бумаг ( 448/96-ВР ), то дилерская деятельность - это прежде всего предпринимательская деятельность, которая является, как правило, исключительным или преимущественным видом деятельности и предполагает осуществление гражданско-правовых соглашений с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с целью перепродажи третьим лицам. Следовательно, есть три обязательных условия квалификации операций с ценными бумагами в качестве профессиональной дилерской деятельности: 1) такая деятельность должна осуществляться в рамках профессиональной деятельности на фондовом рынке, которая, как правило, является исключительной или преимущественной. Поэтому единичные операции с ценными бумагами, например, производственного предприятия, к дилерской деятельности не имеют никакого отношения; 2) такая деятельность должна быть именно предпринимательской, т. е. непосредственной самостоятельной, систематической, на собственный риск и с целью получения прибыли; 3) ценные бумаги должны приобретаться с конкретной целью их перепродажи третьим лицам. Иными словами, дилерская деятельность - это прежде всего спекулятивная деятельность, где объектом являются ценные бумаги, а их перепродажа преследует своей целью получение спекулятивной прибыли. Поэтому если бумаги приобретаются не с целью спекуляций, а с целью инвестиций, о "профессионализме" такого приобретения не может быть и речи. Например, по отношению к акциям как корпоративным правам в статье 1 Закона Украины "О предпринимательстве" от 07.02.91 г. № 698-ХII ( 698-12 ), с изменениями и дополнениями, четко прописано, что владение ими не является предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Спекулятивная дилерская деятельность - как раз и есть тот случай. Все остальное - это инвестиции в ценные бумаги, свободу которых нельзя ограничить ничем, в том числе и сомнительно "благонамеренными" условиями посредничества профессиональных торговцев ценными бумагами. Относить операции по купле и продаже ценных бумаг от своего имени к исключительной компетенции лицензированных торговцев ценными бумагами будет в корне неправильным. Обратимся к Закону Украины "Об инвестиционной деятельности" от 18.09.91 г. № 1560-ХII ( 1560-12 ), с изменениями и дополнениями, как основному в данной сфере. В нем ценные бумаги определены как объекты инвестирования, субъектами которого, в свою очередь, могут быть "граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства". Никаких ограничений по инвестированию в ценные бумаги исключительно через торговцев этот Закон не содержит. Более того, в пункте 2 статьи 18 этого же Закона закреплена следующая норма: "Никто не имеет права ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом". Опять же повторимся: по отношению к ценным бумагам таких исключений этот Закон не устанавливает. Поэтому любые ограничения в торговле ценными бумагами как ущемляющие права инвесторов в свободном выборе объектов инвестирования являются неправомерными. Все эти доводы могут быть достаточным основанием для того, чтобы в судебном порядке добиваться отмены решения № 321 ( z0904-02 ) как ущемляющего права инвесторов в свободном выборе объектов инвестирования. В заключение все же скажем несколько слов в защиту авторов решения № 321 ( z0904-02 ). Как мы уже выяснили, в ситуации с квалификацией дилерской деятельности как профессиональной все упирается в понятие предпринимательства как такового и в определение цели приобретения ценных бумаг (для дальнейшей перепродажи). Само понятие предпринимательства - давняя проблема, а уж о доказательстве цели приобретения ценных бумаг и говорить не стоит. Все это ставит вопрос разграничения дилерской профессиональной и инвестиционной непрофессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в категорию неразрешимых на уровне подзаконных актов. Доказательство тому - судебная отмена решения № 7, в котором ГКЦБФР взяла на себя смелость разграничения дилерской и инвестиционной, а значит, предпринимательской и непредпринимательской деятельности на фондовом рынке. Конечно же, права на это она не имела. Насколько нам известно, именно по этой причине решение № 7 и было признано недействительным. С другой стороны, ГКЦБФР также не имеет никакого права полностью ограничивать инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг, как она это сделала в теперешнем решении № 321 ( z0904-02 ). Вот и получается, что каким бы ни было решение ГКЦБФР по этому поводу, оно в любом случае будет неправомерным. Вопрос, бесспорно, требует законодательного разрешения. И только законодательного. {1} Решение № 321 вступило в силу 29 ноября 2002 года, т. е. через 10 дней после его государственной регистрации в Минюсте, датированной 18 ноября 2002 года. ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №96/02, стр. 33 [02.12.2002] Сергей Кириллов Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------