Переходят тут всякие...

   Исправление старых ошибок по налогу, плательщиком которого
                   предприятие уже не является

------------------------------------------------------------------

    Последнее  время  вопросы,  касающиеся  исправления  ошибок  в
налоговом учете, вызывают большой интерес у читателей.  Рассмотрим
некоторые  осложнения,  связанные  с  исправлением  ошибок   после
перехода с общей системы налогообложения на уплату единого  налога
или наоборот.
    Проанализируем следующие ситуации:
    - предприятие, вернувшись с единого налога  на  общую  систему
налогообложения, обнаруживает ошибку в исчислении единого налога в
предыдущих периодах;
    -  противоположная  ситуация:  предприятие,  перейдя  с  общей
системы на единый налог, обнаружило ошибку в исчислении налога  на
прибыль в предыдущем периоде.
    Попробуем найти ответы на следующие вопросы:
    - каким путем производить  исправления  вышеуказанных  ошибок,
когда предприятие  перестало  быть  плательщиком  соответствующего
налога?
    - можно ли вернуть из бюджета переплату, возникшую по  причине
таких ошибок?
    Как известно, согласно действующей редакции п. 5.1  Закона  "О
порядке погашения..." {1} существует два  альтернативных  варианта
исправления самостоятельно обнаруженных плательщиком ошибок:
    1) представление уточняющего расчета (далее - УР);
    2) учет таких уточненных показателей в ближайшей декларации по
данному налогу.
    Для рассматриваемых ситуаций годится только первый вариант  (с
УР), поскольку на момент обнаружения ошибок плательщик (в  широком
смысле)  уже  плательщиком  конкретного  налога  не  является   и,
естественно,   декларации   (расчеты)   по   такому    налогу   не
представляет.
    "Так, может, исправляться тогда и вовсе не стоит?" -  спросите
вы.  Здесь тоже есть два варианта, по  которым  могут  развиваться
дальнейшие события.
    Первый - если ошибка допущена в пользу бюджета, то  есть  если
предприятие завысило сумму ЕН (находясь на упрощенной системе) или
сумму налога на прибыль (находясь на общей).  В  таком  случае,  в
принципе,  можно  и  не  исправляться,  ибо  грозит  за  это   при
последующей  проверке  лишь  админштраф  (которым,  как   правило,
торжественно завершается любая проверка).
    А вернуть из бюджета  сумму  переплаты,  возникшей  вследствие
допущения ошибки, по налогу, плательщиком которого  фирма  уже  не
является, теоретически возможно, но на практике будет, пожалуй, не
так-то просто. (Об этом - чуть ниже.)
    Таким  образом,  нет  особого  смысла   исправляться,    если,
например, обнаруженная ошибка привела к увеличению  отрицательного
значения по налогу на  прибыль  или  сумма  "ошибочной"  переплаты
весьма незначительна.
    Второй вариант - ошибка "в свою пользу", то есть  приведшая  к
недоплате. Вот здесь уже исправляться просто необходимо {2}, иначе
в определенной ситуации можно угодить и под уголовную статью.
    Напомним, что обязанность юрлица по  уплате  налогов  (сборов)
согласно  ч.  3  ст.  9   Закона   "О   системе   налогообложения"  
( 1251-12 ) {3} прекращается:  
    либо в связи с уплатой налога (сбора);
    либо - с отменой такового;
    либо - со списанием задолженности ввиду признания  плательщика
банкротом.
    Если не происходит ни первого, ни  второго,  ни  третьего,  то
лучше исправиться  -  от  греха  подальше  -  путем  представления
соответствующего УР {4}; предварительно уплатив недоплату вкупе  с
5%-ным штрафом,  как  того  требует  п.  17.2  Закона  "О  порядке
погашения...".
    (Кстати, обязанность уплаты конкретного налога (сбора)  лицом,
переставшим  быть  его  плательщиком,  подтверждается  и   мнением
Комитета  ВР  по  вопросам  финансов  и  банковской  деятельности,
изложенном    в   его    письме  от  17.06.2003  г.   №  06-10/470 
( v_470450-03 ), посвященном спецпатенту.)
    Если же  ошибка  по  налогу  на  прибыль  "в  свою  пользу"  к
недоплате не привела - например, в результате  просто  уменьшилось
отрицательное  значение  объекта  налогообложения, -  исправляться
тоже особого смысла нет {5} (если вам админштрафы не страшны), тем
более  что  налоговики  могут  истрактовать   такое    исправление
совершенно "по-своему" и из-за несовершенства  "прибыльной"  формы
УР потребовать еще и уплаты суммы такой якобы "недоплаты" вместе с
5%-ным штрафом, исчисленным с этой суммы {6}.
    Теперь - о возврате излишне уплаченных сумм. По нашему мнению,
в первом варианте, то есть при ошибке в пользу бюджета, плательщик
имеет полное право на возврат сумм  таких  ошибочных  переплат.  И
хотя на этот  момент  он  уже  не  является  плательщиком  данного
конкретного налога (единого или на прибыль), он  все  же  является
плательщиком налога "взагалi", то есть в широком  понимании  этого
термина, и поэтому свое право на возврат не утрачивает.
    Здесь уместно  процитировать  Порядок  взаимодействия  органов
государственной    налоговой    службы    Украины    и     органов
Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно
и/или излишне уплаченных налогов, сборов  (обязательных  платежей)
плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ и Госказначейства
от  18.03.2003  г.  № 125/58  ( z0289-03 ) и  зарегистрированный в    
Минюсте 11.04.2003 г. за № 289/7610 (п. 3-5) {7}:

    "3. Возврат ошибочно и/или излишне уплаченных налогов,  сборов
    (обязательных платежей) в случаях, предусмотренных  налоговыми
    законами, осуществляется исключительно на основании  заявления
    плательщика  налогов  (за   исключением    возврата    излишне
    удержанных (уплаченных) сумм подоходного  налога  с  граждан),
    которое может быть подано не позднее 1095 дня,  следующего  за
    днем возникновения такой переплаты.
    4.  Заявление  подается  плательщиком    налогов    в    орган
    государственной налоговой службы, в котором он зарегистрирован
    в  качестве  плательщика  налога,  в    произвольной    форме.
    Обязательным  реквизитом  заявления    является    определение
    плательщиком  налогов    направлений    зачисления    средств,
    возвращаемых как ошибочно и/или излишне уплаченных:
    на текущий (вкладный) счет плательщика  налогов  в  учреждении
    банка;
    на погашение налогового обязательства  (налогового  долга)  по
    другим налогам, сборам (обязательным платежам), контролируемым
    органами государственной налоговой службы, независимо от  вида
    бюджета, в отношении которого учитывается такой долг;
    путем  возврата  наличными  средствами  по  чеку   в    случае
    отсутствия у плательщика налогов счета в банке.
    5.  Согласно  настоящему  Порядку  возврату  из  бюджета    по
    заявлению плательщика налогов подлежат:
    ошибочно уплаченные налоги, сборы (обязательные платежи);
    переплата, возникшая вследствие  отмены  или  изменения  судом
    решения контролирующего органа о начислении  или  доначислении
    суммы налогового обязательства, если такая сумма была уплачена
    (взыскана);
    переплата, возникшая вследствие  уплаты  плательщиком  налогов
    средств сверх суммы налоговых обязательств такого  плательщика
    налогов, по которым наступил предельный срок уплаты".

    Кроме того, можно прибегнуть и к доказательству от  противного
- раз при ошибке "в свою пользу" налог в бюджет  платить  следует,
то при ошибке в пользу  бюджета,  приведшей  к  переплате  налога,
переплату из бюджета должны вернуть.
    Да и в нормативах нигде не указано, что  если  лицо  перестало
быть плательщиком конкретного налога (сбора), то оно теряет  право
на возврат переплаты по этому налогу.  Ведь оно все равно при этом
остается  плательщиком  других  налогов  (плательщиком  в  широком
понимании).  Так что право на возврат такой переплаты  вы  имеете.
Для такого возврата следует вместе с  УР  сразу  подать  в  ГНИ  и
вышеупомянутое заявление о возврате  (или  зачете  в  счет  других
платежей) переплаты, возникшей в связи с исправлением.
    Хотя предварительно к вам могут заявиться с проверкой, но  тут
уж сами решайте, стоит овчинка выделки  или  нет, -  может,  будет
разумнее  сначала  представить  в  ГНИ  УР,  а  затем,    выдержав
определенную паузу, сунуться  туда  же  с  заявлением  о  возврате
переплаты...

    Р. S.  Отдельная песня - об исправлении прошлых ошибок по НДС,
когда лицо перестало быть  плательщиком  этого  налога  (например,
перешло на ЕН по ставке 10% или др.): старую уточненную декларацию
уже не представишь (законом не предусмотрено), а форму УР для  НДС
налоговики так до сих пор и не придумали.  Видать, придется  здесь
плательщикам применить  творческий  подход  и  представить  в  ГНИ
самостоятельно разработанный УР по НДС...

{1} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 7т.
{2} Разумеется, за исключением случаев, когда от предельного срока
    представления  декларации  (отчета),  содержавшей    ошибочные
    показатели, уже истекло 1095 дней (см. п/п. 15.1.1  Закона  "О
    порядке погашения..." там же на с. 25т) или когда речь идет  о
    мизерных суммах недоплат.
{3} См. "Бухгалтер" № 14'2003, с. 12т.
{4} Для налога на прибыль форма УР  -  это  приложение  к  Порядку
    составления  декларации  по  налогу  на  прибыль   предприятия
    (утвержден  приказом  ГНАУ  от  29.03.2003  г.   №    143    -
    см. "Бухгалтер" № 31'2003, с. 21т-23т), для единого  налога  -
    приложение к действующей редакции Порядка составления  Расчета
    уплаты единого налога субъектом малого  предпринимательства  -
    юридическим лицом (см. "Бухгалтер" № 28'2003, с. 29-30).
{5} Подробнее о том, когда и каким способом плательщикам налога на
    прибыль  есть  смысл  исправлять  "прибыльные"  ошибки  и    о
    проблемах, с этим связанных, - см. в "Бухгалтере" № 19'2003 на
    с. 36-39.
{6} Такую "недоплату" они могут рассчитать, умножив "по-тупому" на
    30%  завышенную  сумму  ВЗ  (или  заниженную  ВД)  из   строки
    4 "прибыльного" УР, требуя эту сумму проставить в строку 7  УР
    и 5%-ный штраф с нее - в строку 8.
{7} См. "Бухгалтер" № 16'2003, с. 14-17.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№33/03, стр. 40
[01.09.2003]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------