Как вести учет на малом предприятии

    Предприятие, работающее на упрощенной системе налогообложения,
    учета  и  отчетности,  зарегистрировано  плательщиком  единого
    налога по  ставке  6%.  Основные  виды  деятельности:  бытовые
    услуги, торговля,  транспортные  услуги.  Какие  бухгалтерские
    регистры  и  первичные  документы  должна  вести   бухгалтерия
    предприятия и каковы  сроки  их  хранения  при  простой  форме
    бухгалтерского учета?

    * * *

    Во исполнение ст. 6 и ст. 11 Закона Украины  "О  бухгалтерском
учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г.  № 996-ХIV 
( 996-14 ), с  изменениями и дополнениями,  и ст. 5 Закона Украины    
"О   государственной    поддержке    малого   предпринимательства"
от 19.10.2000  г.  №  2063-III ( 2063-14 ) Министерство   финансов    
Украины  разработало  и  предложило  для  использования  субъектам   
малого  предпринимательства   регистры  бухгалтерского  учета  для    
малых  предприятий, а также рекомендации по их заполнению. В связи 
с этим приняты  Методические  рекомендации по применению регистров
бухгалтерского учета малыми предприятиями,  утвержденные  приказом
Министерства    финансов    Украины   от  25.06.2003  г.   №   422 
( v0422201-03 )  (далее   -   Методрекомендации,  см.  "Налоги   и 
бухгалтерский учет", 2003, № 62).
    Сразу  заметим,  что  "новые"  регистры  бухгалтерского  учета
предназначены  для  малых  предприятий,  которые  для    отражения
хозяйственных операций в бухгалтерском учете применяют  упрощенный
План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и
хозяйственных  операций  субъектов  малого    предпринимательства,
утвержденный  приказом Министерства финансов Украины от 19.04.2001
г. № 186 ( z0389-01 ).
    В соответствии с п. 8 раздела I Методических  рекомендаций  по
применению регистров  бухгалтерского  учета  малыми  предприятиями
обобщение информации о хозяйственных операциях  малые  предприятия
могут осуществлять в следующих формах бухгалтерского учета:
    1) простой;
    2) упрощенной.
    Согласно п. 9 Методрекомендации простая  форма  бухгалтерского
учета  применяется  малыми    предприятиями    с    незначительным
документооборотом    (количеством    хозяйственных      операций),
выполняющими нематериалоемкие работы и услуги.
    Простая    форма    бухгалтерского    учета    предусматривает
использование следующих регистров бухгалтерского учета:
    - Журнал учета хозяйственных операций;
    - ведомость ф. № 3-м - для аналитического  учета  расчетов  по
оплате труда с дебиторами и кредиторами.
    Из вопроса следует, что предприятие  ведет  довольно  обширную
деятельность,  значит,  такому  предприятию  целесообразнее  вести
бухгалтерский учет по упрощенной форме.
    Упрощенная  форма   бухгалтерского    учета    предусматривает
обобщение  информации  о  хозяйственных  операциях  в    регистрах
бухгалтерского  учета,  перечисленных  в  п.  15    III    раздела
Методрекомендаций:
    - Ведомости  ф. № 1-м  -  для  учета   наличности  и  денежных
документов, а также учет денежных средств и их эквивалентов;
    - Ведомости ф. № 2-м - для учета запасов;
    - Ведомости ф. № 3-м -  для  учета  расчетов  с  дебиторами  и
кредиторами по налогам и платежам, учета долгосрочных обязательств
и доходов будущих периодов, учета расчетов по оплате труда;
    - Ведомости ф. № 4-м - для учета необоротных активов и износа,
а также капитальных и финансовых инвестиций и  других  необоротных
активов;
    - Ведомости ф. № 5-м - для учета доходов и расходов;
    - Оборотно-сальдовой  ведомости  -  для    обобщения    данных
регистров бухгалтерского учета  по  каждому  счету  бухгалтерского
учета (по дебету и кредиту каждого счета отдельно).
    В  соответствии  с  п.  5  Методрекомендаций  документирование
хозяйственных  операций,  составление   и    хранение    первичных
документов и регистров бухгалтерского учета, а также исправление в
них ошибок, малые предприятия осуществляют  согласно  Положению  о
документальном  обеспечении  записей  в    бухгалтерском    учете,
утвержденному приказом Министерства финансов  Украины  от 24.05.95
г. № 88 ( z0168-95 ).
    Так, согласно п.  6  этого  Положения  первичные  документы  и
учетные регистры, которые прошли обработку, бухгалтерские отчеты и
балансы подлежат обязательной передаче в архив.
    Сроки  хранения  первичных  документов,  учетных    регистров,
бухгалтерских отчетов и балансов в архиве предприятия,  учреждения
определяются в соответствии с Перечнем типовых документов, которые
образуются  в  деятельности  органов  государственной  власти    и
местного  самоуправления,  других  учреждений,    организаций    и
предприятий, с указанием сроков хранения документов,  утвержденным
приказом Главного  архивного  управления  при  Кабинете  Министров
Украины от 20.07.98 г. № 41 ( z0576-98 ) (далее - Перечень).
    Отметим, что для большинства видов бухгалтерской  документации
срок  хранения  определен  в  три  года,  при  условии  завершения
проверок  государственными  налоговыми    органами.    В    случае
возникновения разногласий, споров,  следственных  и  судебных  дел
такие документы хранятся до принятия окончательного решения.
    Так, согласно Перечню первичные документы и приложения к  ним,
которые  фиксируют  факт  выполнения  хозяйственных  операций    и
являются основанием для отражения в регистрах бухгалтерского учета
и налоговых записей, хранятся 3 года.
    Такими первичными документами являются:  кассовые,  банковские
документы, уведомления банков  и  переводные  требования,  выписки
банков, наряды на работу, табели, акты о приемке, сдаче и списании
ценностей,  материалов,  квитанции   и    накладных    по    учету
товарно-материальных ценностей, авансовые отчеты и т. п.
    Сводные годовые, годовые, квартальные (при отсутствии годовых)
бухгалтерские отчеты и балансы организаций, а также  пояснительные
записки к ним,  приложения  к  балансу,  специализированные  формы
хранятся в архиве постоянно.
    В  то  же  время  для  некоторых  документов  срок    хранения
установлен в 75 лет, например, для контрактов, договоров о  приеме
на работу, а также увольнения работников и служащих.
    Следовательно,  для  определения  сроков   хранения    каждого
отдельного  вида   документации    необходимо    руководствоваться
указанным Перечнем.
    Заметим, что необходимо также обращать внимание на примечания,
приведенные в  Перечне,  которые  комментируют  и  уточняют  сроки
хранения документов.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№74/03, стр. 50
[15.09.2003]
Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------