Резолюция 1509 (2003),
      принятая Советом Безопасности на его 4830-м заседании
                      19 сентября 2003 года


     Совет Безопасности,
     ссылаясь на свои  предыдущие  резолюции  и  заявления  своего
Председателя  по  Либерии,  включая его резолюцию 1497 (2003) от 1
августа 2003 года ( 995_b73 ) и заявление его Председателя  от  27
августа  2003  года  (S/PRST/2003/14),  и  другие  соответствующие
резолюции и заявления,
     выражая крайнюю озабоченность по поводу ужасающих последствий
длительного  конфликта  для   гражданского   населения   на   всей
территории  Либерии,  в  частности  увеличения  числа  беженцев  и
перемещенных внутри страны лиц,
     подчеркивая настоятельную необходимость оказания существенной
гуманитарной помощи либерийскому населению,
     выражая сожаление  по  поводу  всех  нарушений прав человека,
особенно  зверств  в  отношении  гражданского  населения,  включая
широко  распространенное  сексуальное насилие в отношении женщин и
детей,
     выражая также  глубокую озабоченность по поводу ограниченного
доступа гуманитарного персонала к нуждающимся  группам  населения,
включая  беженцев и перемещенных внутри страны лиц,  и подчеркивая
необходимость  продолжения  осуществления   операций   Организации
Объединенных Наций и других учреждений по оказанию помощи, а также
поощрения и наблюдения за осуществлением прав человека,
     подчеркивая необходимость    обеспечения    всеми   сторонами
благополучия и безопасности гуманитарного  персонала  и  персонала
Организации  Объединенных  Наций  в  соответствии  с  действующими
нормами и принципами международного права и ссылаясь в этой  связи
на свою резолюцию 1502 (2003) ( 995_b79 ),
     сознавая необходимость  привлечения  к   ответственности   за
нарушения   международного   гуманитарного  права  и  настоятельно
призывая переходное правительство,  как только оно будет  создано,
обеспечить,  чтобы  защита  прав  человека  и  создание  правового
государства и независимой судебной системы  входили  в  число  его
важнейших приоритетных задач,
     вновь заявляя  о  своей   поддержке   усилий   Экономического
сообщества   западно-африканских  государств   (ЭКОВАС),  особенно
Председателя  организации  и  президента   Ганы   Джона   Куфуора,
Исполнительного   секретаря  Мохамеда  ибн  Чамбаса  и  посредника
генерала Абдулсалами Абубакара,  а также усилий президента Нигерии
Олусегуна Обасанджо,  направленных на установление мира в Либерии,
и признавая исключительно  важную  роль,  которую  они  продолжают
играть в либерийском мирном процессе,
     приветствуя неизменную  поддержку  Африканским  союзом   (АС)
ведущей  роли  ЭКОВАС  в  мирном  процессе в Либерии,  в частности
назначение специального посланника АС по Либерии, и призывая далее
Африканский  союз  продолжать оказывать поддержку мирному процессу
посредством  тесного  сотрудничества  и  координации  с  ЭКОВАС  и
Организацией Объединенных Наций,
     высоко оценивая оперативное и профессиональное  развертывание
сил  Миссии  ЭКОВАС  в  Либерии  (ЭКОМИЛ)  в  соответствии  с  его
резолюцией 1497   (2003)   (   995_b73   ),   а   также   действия
государств-членов,  которые  оказывали  содействие  ЭКОВАС  в  его
усилиях,  и подчеркивая обязанность  всех  сторон  сотрудничать  с
силами ЭКОМИЛ в Либерии,
     отмечая, что прочная стабильность в Либерии будет зависеть от
установления   мира   в   субрегионе,   и   подчеркивая   важность
сотрудничества  между  странами  субрегиона с этой целью,  а также
необходимость координации усилий  Организации  Объединенных  Наций
для содействия укреплению мира и безопасности в субрегионе,
     будучи глубоко    озабочен    использованием     детей-солдат
вооруженными  боевиками  из  числа повстанцев,  правительственными
силами и другими боевиками,
     вновь заявляя  о  своей  поддержке,  как  об этом говорится в
заявлении   его   Председателя   от   27   августа    2003    года
(S/PRST/2003/14),  Всеобъемлющего соглашения об установлении мира,
заключенного  правительством  Либерии,  повстанческими   группами,
политическими  партиями  и лидерами гражданского общества в Аккре,
Гана,  18 августа 2003 года,  и Соглашения о  прекращении  огня  в
Либерии, подписанного в Аккре 17 июня 2003 года,
     вновь заявляя  о  том,   что   главную   ответственность   за
осуществление  Всеобъемлющего  соглашения  об  установлении мира и
Соглашения  о  прекращении  огня  несут  стороны,  и  настоятельно
призывая   стороны  немедленно  приступить  к  осуществлению  этих
соглашений, с тем чтобы обеспечить мирное формирование переходного
правительства к 14 октября 2003 года,
     приветствуя уход со своего поста 11 августа 2003 года и выезд
из  страны  бывшего  президента  Либерии  Чарльза Тейлора и мирную
передачу власти г-ном Тейлором,
     подчеркивая важное    значение    Совместного   комитета   по
наблюдению (СКН), предусмотренного в Соглашении о прекращении огня
от 17 июня, для обеспечения мира в Либерии и настоятельно призывая
стороны как можно скорее создать этот орган,
     ссылаясь на  рамки  создания  на  более  длительный  срок сил
Организации Объединенных Наций  по  стабилизации  для  замены  сил
ЭКОМИЛ, как указано в резолюции 1497 (2003) ( 995_b73 ),
     приветствуя доклад Генерального секретаря от 11 сентября 2003
года (S/2003/875) и содержащиеся в нем рекомендации,
     принимая к сведению также  намерение  Генерального  секретаря
прекратить  действие  мандата  Отделения  Организации Объединенных
Наций в Либерии (ЮНОЛ),  как указано в его письме от  16  сентября
2003 года на имя Председателя Совета Безопасности (S/2003/899),
     принимая к сведению также  намерение  Генерального  секретаря
передать  основные функции,  выполняемые ЮНОЛ,  Миссии Организации
Объединенных  Наций  в  Либерии  вместе  с  персоналом  ЮНОЛ,  при
необходимости,
     определяя, что ситуация в  Либерии  по-прежнему  представляет
собой   угрозу  международному  миру  и  безопасности  в  регионе,
стабильности в субрегионе Западной Африки и мирному  процессу  для
Либерии,
     действуя на   основании   главы   VII   Устава    Организации
Объединенных Наций ( 995_010 ):

     1. постановляет   учредить  Миссию  Организации  Объединенных
Наций в Либерии (МООНЛ),  силы по стабилизации,  предусмотренные в
резолюции 1497 (2003) ( 995_b73 ), на период в 12 месяцев и просит
Генерального  секретаря  передать с 1 октября 2003 года полномочия
руководимых ЭКОВАС  сил  ЭКОМИЛ  Миссии  Организации  Объединенных
Наций  в  Либерии  и постановляет далее,  что в состав МООНЛ будет
входить до 15000 военнослужащих  Организации  Объединенных  Наций,
включая  до 250 военных наблюдателей и 160 штабных офицеров,  и до
1115  сотрудников  гражданской  полиции,  включая   сформированные
подразделения  для  оказания  помощи в поддержании правопорядка на
всей территории Либерии, и надлежащий гражданский компонент;
     2. приветствует   назначение   Генеральным   секретарем   его
Специального  представителя  по Либерии для руководства операциями
МООНЛ и координации  всей  деятельности  Организации  Объединенных
Наций в Либерии;
     3. постановляет,  что  на  МООНЛ  будет  возложен   следующий
мандат:

     Оказание поддержки  в  выполнении  Соглашения  о  прекращении
огня:

     a) наблюдение  и  контроль  за   выполнением   Соглашения   о
прекращении  огня  и  расследование  случаев нарушения прекращения
огня;
     b) установление  и  поддержание  постоянной  связи с полевыми
штабами вооруженных сил всех сторон;
     c) оказание  помощи в организации районов сбора и обеспечение
безопасности в этих районах;
     d) наблюдение   и   контроль   за   разъединением   и  сбором
военнослужащих всех сторон;
     e) оказание поддержки работе СКН;
     f) разработка в кратчайшие сроки,  предпочтительно в  течение
30  дней  после  принятия настоящей резолюции,  в сотрудничестве с
СКН,  соответствующими  международными  финансовыми  учреждениями,
международными    организациями    по    вопросам    развития    и
странами-донорами плана действий по  общему  выполнению  программы
разоружения,  демобилизации, реинтеграции и репатриации (РДРР) для
всех  вооруженных  сторон,  уделяя  конкретное   внимание   особым
потребностям комбатантов - детей и женщин и решив вопрос об охвате
нелиберийских комбатантов;
     g) осуществление  процесса добровольного разоружения и сбор и
уничтожение оружия и боеприпасов в рамках организованной программы
РДРР;
     h) установление связи с СКН и  консультирование  по  вопросам
выполнения  его функций в соответствии с Всеобъемлющим соглашением
об установлении мира и Соглашением о прекращении огня;
     i) обеспечение   безопасности  на  главных  правительственных
объектах,  в частности портах, аэропортах и других жизненно важных
объектах инфраструктуры;

     Защита персонала  Организации Объединенных Наций,  объектов и
гражданских лиц:

     j) обеспечение  защиты  персонала,  помещений,   объектов   и
имущества Организации Объединенных Наций, обеспечение безопасности
и  свободы  передвижения  ее  персонала  и  обеспечение  в  рамках
возможностей  Миссии  и без ущерба для усилий правительства защиты
гражданских  лиц,   находящихся   под   непосредственной   угрозой
физического насилия;

     Поддержка деятельности  по  оказанию  гуманитарной  помощи  и
помощи в области прав человека:

     k) содействие оказанию гуманитарной помощи, в том числе путем
содействия созданию необходимых условий в плане безопасности;
     l) содействие международным усилиям  по  защите  и  поощрению
прав  человека  в  Либерии  с  уделением особого внимания уязвимым
группам,  включая беженцев, возвращающихся беженцев и перемещенных
внутри страны лиц,  женщин, детей и демобилизованных детей-солдат,
в рамках имеющихся у МООНЛ возможностей и  в  приемлемых  с  точки
зрения  безопасности  условиях  в  тесном сотрудничестве с другими
учреждениями    Организации    Объединенных    Наций,     смежными
организациями,       правительственными       организациями      и
неправительственными организациями;
     m) обеспечение   в   рамках   МООНЛ   должного   присутствия,
потенциала  и   специалистов   в   области   прав   человека   для
осуществления  деятельности  по поощрению и защите прав человека и
для контроля над ней;

     Поддержка реформы в области безопасности:

     n) оказание  переходному  правительству  Либерии   помощи   в
обеспечении контроля над деятельностью полицейских сил Либерии и в
их реформировании, исходя из демократических принципов поддержания
правопорядка,  разработка программы подготовки гражданской полиции
и  оказание  иной  помощи  в  подготовке  гражданской  полиции   в
сотрудничестве    с   ЭКОВАС,   международными   организациями   и
заинтересованными государствами;
     o) оказание  помощи  переходному правительству в формировании
новых,  реформированных вооруженных сил Либерии в сотрудничестве с
ЭКОВАС,    международными    организациями   и   заинтересованными
государствами;

     Поддержка осуществления мирного процесса:

     p) оказание  помощи  переходному  правительству  совместно  с
ЭКОВАС   и  другими  международными  партнерами  в  восстановлении
государственной власти на всей территории страны, включая создание
функционирующей  административной  структуры  как на национальном,
так и на местном уровнях;
     q) оказание  помощи  переходному  правительству  совместно  с
ЭКОВАС и другими международными партнерами в разработке  стратегии
упрочения   государственных   учреждений,   включая   национальную
правовую систему и судебные и исправительные учреждения;
     r) оказание помощи переходному правительству в восстановлении
должного  административного  управления  использованием  природных
ресурсов;
     s) оказание помощи переходному правительству  -  совместно  с
ЭКОВАС   и   другими  международными  партнерами  -  в  подготовке
национальных выборов,  проведение которых планируется  не  позднее
конца 2005 года;
     4. требует,  чтобы  либерийские  стороны  прекратили   боевые
действия на всей территории Либерии и выполнили свои обязательства
по Всеобъемлющему соглашению об установлении мира и  Соглашению  о
прекращении огня,  включая сотрудничество в формировании СКН,  как
предусмотрено Соглашением о прекращении огня;
     5. призывает   все  стороны  оказывать  всемерное  содействие
развертыванию и деятельности МООНЛ,  в том числе путем обеспечения
безопасности,  неприкосновенности и свободы передвижения персонала
Организации Объединенных Наций, а также связанного с ней персонала
на всей территории Либерии;
     6. призывает  МООНЛ  в  рамках  ее  возможностей  и   районов
развертывания  способствовать добровольному возвращению беженцев и
перемещенных внутри страны лиц;
     7. просит   правительство  Либерии  заключить  с  Генеральным
секретарем в течение 30 дней после  принятия  настоящей  резолюции
соглашение  о  статусе  сил  и отмечает,  что до заключения такого
соглашения на временной  основе  действует  типовое  соглашение  о
статусе сил от 9 октября 1990 года (A/45/594);
     8. призывает все стороны обеспечить согласно  соответствующим
положениям    международного    права    полный,    безопасный   и
беспрепятственный   доступ   гуманитарного   персонала   ко   всем
нуждающимся,  а  также  доставку гуманитарной помощи,  в частности
перемещенным внутри страны лицам и беженцам;
     9. признает   важное  значение  защиты  детей  в  вооруженных
конфликтах в  соответствии  с резолюцией 1379 (2001) ( 995_948 ) и
другими резолюциями по этому вопросу;
     10. требует,   чтобы   все    стороны    прекратили    всякое
использование  детей-солдат,  чтобы  все  стороны  прекратили  все
нарушения прав человека и зверства в отношении населения  Либерии,
и  подчеркивает  необходимость привлечения к суду ответственных за
это лиц;
     11. вновь  подтверждает  важность  учета  гендерных проблем в
миротворческих операциях  и  постконфликтном  миростроительстве  в
соответствии с резолюцией 1325 (2000) ( 995_669  ),  напоминает  о
необходимости заняться проблемой насилия против женщин и девочек в
качестве  средства  ведения  войны  и  призывает  МООНЛ,  а  также
либерийские стороны активно решать эти вопросы;
     12. постановляет,  что меры, введенные пунктами 5 (a) и 5 (b)
резолюции 1343  (2001)  (  995_961  ),  не применяются к поставкам
вооружений и связанных с ними материальных средств и к технической
подготовке  и помощи,  предназначенным исключительно для поддержки
МООНЛ или для использования ею;
     13. вновь  повторяет  свое  требование  о  том,   чтобы   все
государства  в  регионе  прекратили  оказывать  военную  поддержку
вооруженным  группам  в  соседних  странах,   приняли   меры   для
недопущения  использования  их  территории  вооруженными  лицами и
группами для подготовки и совершения нападений на соседние  страны
и  воздерживались  от  любых  действий,  которые  могут привести к
дальнейшей дестабилизации обстановки в регионе, и заявляет о своей
готовности  рассмотреть,  в случае необходимости,  пути содействия
выполнению этого требования;
     14. призывает   переходное   правительство   в   полной  мере
восстановить отношения  Либерии  с  ее  соседями  и  нормализовать
отношения Либерии с международным сообществом;
     15. призывает международное сообщество рассмотреть  вопрос  о
том,  как  оно  могло  бы  помочь будущему экономическому развитию
Либерии в целях достижения долгосрочной стабильности в  Либерии  и
повышения благосостояния ее народа;
     16. подчеркивает  необходимость  в   эффективном   потенциале
общественной информации,  включая создание, по мере необходимости,
радиостанций  Организации  Объединенных   Наций   для   содействия
пониманию  мирного  процесса  и  роли  МООНЛ  местными  общинами и
партиями;
     17. призывает  либерийские  стороны взаимодействовать с целью
решения вопроса о РДРР на безотлагательной основе  и  настоятельно
призывает стороны,  в частности переходное правительство Либерии и
повстанческие  группы  "Объединенные  либерийцы  за  примирение  и
демократию" (ЛУРД) и Движение за демократию в Либерии (ДДЛ), тесно
сотрудничать  с  МООНЛ,   СКН,   соответствующими   организациями,
занимающимися оказанием помощи, и странамидонорами в осуществлении
программы РДРР;
     18. призывает  международное  сообщество доноров предоставить
помощь для осуществления программы  РДРР  и  оказывать  устойчивую
международную  помощь  мирному  процессу,  а также внести взносы в
ответ на сводные гуманитарные призывы;
     19. просит  Генерального  секретаря  регулярно  предоставлять
Совету обновленную информацию,  включая официальный доклад  каждые
90 дней,  о прогрессе в осуществлении Всеобъемлющего соглашения об
установлении  мира  и  настоящей  резолюции,  в   том   числе   об
осуществлении мандата МООНЛ;
     20. постановляет продолжать активно заниматься этим вопросом.