Инвентаризация

------------------------------------------------------------------

    Сдаче  годового  отчета  предшествует  множество  мероприятий.
Некоторые из  них  целесообразно  начинать  уже  сейчас.  К  таким
мероприятиям относится обязательное проведение  инвентаризации.  В
предлагаемой   статье    кратко    остановимся    на    проведении
инвентаризации и ее документальном оформлении.

    1. Законодательное регулирование

    Обязательность инвентаризации установлена  Законом  №  996-ХIV
( 996-14 ).   Согласно  ст.  10  этого  Закона   для   обеспечения
достоверности  данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности
предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов  и финансовых
обязательств,   во   время  которой  проверяются  и  документально
подтверждаются   их   наличие,   состояние  и  оценка.  Объекты  и
периодичность  проведения  инвентаризации  определяются владельцем
(руководителем) предприятия,  кроме  случаев,  когда ее проведение
является обязательным согласно законодательству.
    Порядок проведения инвентаризации и отражение  ее  результатов
регулируют следующие нормативные акты:
    Инструкция по инвентаризации основных средств,  нематериальных
активов,  товарно-материальных  ценностей,  денежных  средств    и
документов и расчетов, утвержденная приказом № 69 ( z0202-94 );
    Инструкция  о  порядке  получения,  использования,  учета    и
хранения драгоценных металлов и драгоценных  камней,  утвержденная
приказом № 84 ( z0271-98 );
    Положение  об   инвентаризации    имущества    приватизируемых
государственных предприятий,  а  также  имущества  государственных
предприятий и организаций,  передаваемых  в  аренду,  утвержденное
постановлением № 158 ( 158-93-п );
    Порядок определения размера  убытков  от  хищения,  недостачи,
уничтожения  (порчи)    материальных    ценностей,    утвержденный
постановлением № 116 ( 116-96-п );
    Инструкция о  применении  Плана  счетов  бухгалтерского  учета
активов,  капитала,  обязательств   и    хозяйственных    операций
предприятий    и    организаций,    утвержденная  приказом  №  291
( z0892-99 );
    постановление Госкомстата СССР № 241 ( v0241400-89 ).
    Положения (стандарты) бухгалтерского учета не  содержат  нормы
об обязательном проведении инвентаризации, но сам ее факт является
необходимым  для  выполнения  других  требований.  В    частности,
согласно ПБУ 9 ( z0751-99 ) в  бухгалтерском  учете  и  финансовой
отчетности запасы отражаются по наименьшей оценке:  первоначальной
стоимости   или   чистой   стоимости  реализации;  согласно  ПБУ 7
( z0288-00 )  подлежат  переоценке  объекты основных средств, если
остаточная стоимость  на  дату баланса  отличается от справедливой
более чем на 10%.
    Ответственность    за    проведение    инвентаризации    несет
руководитель.

    2. Периодичность и сроки

    Инвентаризации  подразделяются  на  внезапные  и  плановые.  К
плановым  относятся  обязательные  инвентаризации.  Случаи,  когда
инвентаризация является обязательной, определены  п. 3  Инструкции
по  инвентаризации  основных  средств,  нематериальных    активов,
товарно-материальных ценностей, денежных средств  и  документов  и
расчетов:
    перед   составлением   годовой    бухгалтерской    отчетности.
Инвентаризация зданий, сооружений может проводиться один раз в три
года, библиотечных фондов - один раз  в  пять  лет;
    при передаче имущества государственного предприятия в  аренду,
приватизации    имущества     государственного        предприятия,
преобразовании  государственного   предприятия    в    акционерное
общество;
    при смене материально ответственных лиц;
    при установлении фактов кражи, порчи ценностей;
    по предписанию судебно-следственных органов;
    в случае пожара или стихийного бедствия;
    в случае ликвидации предприятия.

    3. Документальное оформление

    Для  обеспечения  инвентаризационной  работы  на   предприятии
приказом    руководителя    создается    постоянно     действующая
инвентаризационная комиссия.  Если состав  комиссии  не  меняется,
ежегодное издание приказа нецелесообразно.  Ограничений по  срокам
полномочий  членов   инвентаризационной    комиссии    действующие
нормативные акты не содержат.  В состав этой  комиссии  необходимо
включить  руководителей  структурных    подразделений,    главного
бухгалтера.  Возглавляет комиссию руководитель предприятия или его
заместитель. Образец приказа приведен ниже.

------------------------------------------------------------------

                          ПРИКАЗ № 1-й

    20.01.2003 г.                            г. Запорожье

  "О создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии"

    1.  Для  организации  проведения  инвентаризации  активов    и
обязательств  создать  постоянно  действующую   инвентаризационную
комиссию в следующем составе:
    Председатель комиссии:  Макаренко С.С. (заместитель директора)
    Члены комиссии: Федоренко В.В. (начальник отдела сбыта)
                    Сидоренко М.И. (начальник финансового отдела)
                    Мироненко В.П. (бухгалтер)
    2. Комиссии  в  своей  работе  руководствоваться   действующим
законодательством.
    3. Комиссии  при  проведении  инвентаризации:    рассматривать
письменные объяснения лиц, допустивших потерю или порчу ценностей;
анализировать обоснованность  предложений  о  зачете  пересортицы;
вносить предложения по регулированию выявленных недостач.
    4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


    Директор                                      Иваненко И. И.

------------------------------------------------------------------

    Непосредственно перед  проведением  инвентаризации  необходимо
издать приказ о  сроках  ее  проведения.  Далее  приведен  образец
такого приказа.

------------------------------------------------------------------

                          ПРИКАЗ № 2-й

    20.11.2003 г.                            г. Запорожье

                 "О проведении инвентаризации"

    В  связи  с  подготовкой  к  составлению  годовой   финансовой
отчетности, руководствуясь Законом Украины "О бухгалтерском  учете
и  финансовой  отчетности  в  Украине"  и  другими    нормативными
документами,  регулирующими  проведение  инвентаризации,  с  целью
подтверждения правильности  и  достоверности  отражения  данных  в
годовой финансовой отчетности
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Провести  полную  инвентаризацию  активов  и   обязательств
предприятия с проверкой их фактического наличия и  документального
подтверждения по  состоянию  на  30  декабря  2003  г.  в  срок  с
25.12.2003 г. по 30.12.2003 г.
    2. Инвентаризацию  провести    в    присутствии    материально
ответственных лиц.
    3. Постоянно  действующей  инвентаризационной    комиссии    в
трехдневный срок после окончания инвентаризации передать материалы
на утверждение руководителю.
    4. Ознакомить с настоящим приказом всех сотрудников, связанных
с проведением инвентаризации.
    5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


    Директор                                      Иваненко И. И.

------------------------------------------------------------------

    До начала инвентаризации необходимо вывести остатки  ценностей
на день инвентаризации, опломбировать  места  хранения  ценностей,
имеющие отдельные входы  и  выходы,  проверить  правильность  всех
весоизмерительных  приборов.  Материальные  ценности  должны  быть
рассортированы, сгруппированы и разложены в порядке,  удобном  для
проведения  подсчета.  Инвентаризация   должна    проводиться    в
присутствии   материально    ответственных    лиц.    До    начала
инвентаризации материально ответственные лица должны дать расписку
о  том,  что  все  расходные  и  приходные  документы   сданы    в
бухгалтерию,  а  все  ценности  оприходованы.  Образец    расписки
приведен ниже.

------------------------------------------------------------------

                             РАСПИСКА

    К началу проведения инвентаризации все расходные  и  приходные
документы  на  ценности  сданы  в  бухгалтерию,   все    ценности,
поступившие под  мою  ответственность,  оприходованы,  а  выбывшие
списаны.
    Лицо, ответственное за сохранность:

            (должность, подпись)
    -----------------------------------

          (фамилия, имя, отчество)
    -----------------------------------

------------------------------------------------------------------

    При  проведении  инвентаризации  комиссия  обязана  определить
наличие и состояние объектов проверки путем  подсчета,  измерения,
взвешивания, осмотра, вплоть до лабораторных  замеров  и  анализа.
Затем следует сопоставить учетные данные и  фактически  полученные
при  инвентаризации,  зафиксировать  излишки  и  недостачи,   если
таковые выявлены.
    Должны быть проверены:
    реальность стоимости основных средств, нематериальных активов,
запасов,  ценных  бумаг  и  финансовых  вложений,   незавершенного
производства, расходов будущих периодов, резервов;
    реальность дебиторской и кредиторской задолженностей;
    наличие сумм денег  в  кассе,  на  счетах  в  банке,  денежных
средств в пути, расходов и платежей.
    При проверке денежных  средств  в  кассе  денежная  наличность
проверяется путем полистного  пересчета  денег  в  кассе,  чековых
книжек   и   др.,  оформляется  актом  согласно  форме  №  инв-15.
Инвентаризация наличной  валюты  оформляется  отдельным  актом,  в
котором отражаются суммы инвалюты по  видам  с  указанием  сумм  в
национальной валюте по  курсу  Нацбанка  Украины  на  дату  снятия
остатков.
    Пример заполнения акта инвентаризации кассы приведен ниже.

------------------------------------------------------------------

    ТОВ "Сфера"
  --------------
  (пiдприємство)

                               А К Т
            про результати iнвентаризацiї наявних коштiв

                         "30" грудня 2003 р.

    що зберiгаються     в касi пiдприємства
                       ---------------------

                             Розписка

    Цим засвiдчую, що до  початку  проведення  iнвентаризацiї  всi
видатковi i прибутковi документи на кошти, зданi до бухгалтерiї, i
всi кошти, що надiйшли пiд мою вiдповiдальнiсть, оприбуткованi,  а
тi, що вибули, списанi за видатками.
    Матерiально вiдповiдальна особа

        Касир     пiдпис       Свiтлана Вiкторiвна Риженко
    ----------- ----------    -----------------------------
      (посада)   (пiдпис)     (прiзвище, iм'я, по батьковi)

    На пiдставi наказу (розпорядження) № 2-i  вiд  "20"  листопада
2003 р. проведена iнвентаризацiя коштiв станом на 30.12.2003 р.
    Пiд час iнвентаризацiї встановлено такий обсяг коштiв:
    1) готiвки ______________________________ 23 грн. 12 коп.
    2) поштових марок __________________________ грн. __ коп.
    3) _________________________________________ грн. __ коп.
    Пiдсумок фактичної наявностi ____________ 23 грн. 12 коп.
    Двадцять три гривнi 12 копiйок
             (словами)

    За облiковими даними ____________________ 23 грн. 12 коп.
    Пiдсумки iнвентаризацiї: надлишок   немає    нестача   немає
                                      --------            ________
    Голова комiсiї    заступник директора Макаренко С. С.
                     ------------------------------------
                (посада, пiдпис, прiзвище, iм'я, по батьковi)

    Члени комiсiї:  начальник вiддiлу збутку Федоренко В. В.
                   ------------------------------------------
                 (посада, пiдпис, прiзвище, iм'я, по батьковi)

                 начальник фiнансового вiддiлу Сидоренко М. I.
                -----------------------------------------------
                 (посада, пiдпис, прiзвище, iм'я, по батьковi)

                           бухгалтер Мироненко В. П.
                ----------------------------------------------
                (посада, пiдпис, прiзвище, iм'я, по батьковi)

    Пiдтверджую, що кошти, зазначенi в актi, є на  зберiганнi  пiд
мою вiдповiдальнiсть.
    Матерiально вiдповiдальна особа       Пiдпис
                                        ----------
                                         (пiдпис)

------------------------------------------------------------------

    При  инвентаризации  основных  средств  необходимо   проверить
фактическое их наличие,  степень  их  фактической  изношенности  и
откорректировать остаток по субсчету 131 "Износ основных  средств"
(при  необходимости).  Арендованные  основные  средства   подлежат
инвентаризации арендатором и отражаются в  отдельной  описи,  один
экземпляр  которой  направляется  арендодателю   до    составления
годового отчета. Итоги инвентаризации основных средств оформляются
по  форме  инвентаризационной  описи  №  инв-1,  фрагмент  которой
приведен ниже.

------------------------------------------------------------------

        ООО "Сфера"                                  Форма № инв-1
 --------------------------
 (предприятие, организация)

    Основные средства     оборудование
                      ---------------------
    Местонахождение     офис ООО "Сфера"
                    -----------------------

    На основании приказа  (распоряжения)  №  2-и  от  "20"  ноября
2003 г. произведено снятие фактических остатков основных  средств,
числящихся на балансовом счете № 104 по состоянию на 30.12.2003 г.
    При инвентаризации установлено следующее:

|---|--------------|--------|---|---------------------------------|
| № | Наименование | Год    |   |  Числится на "30" декабря 2003г.|
|п/п|   объекта    | выпуска|   |----------------|----------------|
|   |              | (пост- |   |  фактическое   |   по данным    |
|   |              | ройки) |   |    наличие     |   бухучета     |
|   |              |        |   |--------|-------|--------|-------|
|   |              |        |   | кол-во | стои- | кол-во | стои- |
|   |              |        |   |        | мость |        | мость |
|---|--------------|--------|---|--------|-------|--------|-------|
| 1 |      2       |   3    |...|    7   |   8   |    9   |   10  |
|---|--------------|--------|---|--------|-------|--------|-------|
| 1 | ПЭВМ         |  1999  |   |    1   |  2660 |    1   |  2660 |
|---|--------------|--------|---|--------|-------|--------|-------|
| 2 | Ксерокс      |  2000  |   |    1   |   680 |    1   |   680 |
|---|--------------|--------|---|--------|-------|--------|-------|
| Итого:           |        |   |    2   |  3340 |    2   |  3340 |
|------------------|--------|---|--------|-------|--------|-------|

    Всего по описи:
    а) порядковых номеров ________________ два ___________________
    б) общее количество единиц, фактически _________ два _________
    в) на сумму, грн., фактически _ три тысячи триста сорок грн. _

    Председатель комиссии   заместитель директора Макаренко С. С.
                           ---------------------------------------
                      (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

    Члены комиссии:     начальник отдела сбыта Федоренко В. В.
                    ----------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

                     начальник финансового отдела Сидоренко М. И.
                    ----------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

                               бухгалтер Мироненко В. П.
                     --------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

------------------------------------------------------------------

    При инвентаризации запасов  необходимо  произвести  их  обмер,
подсчет, перевзвешивание.  Отдельные инвентаризационные  ведомости
составляются по запасам, находящимся:
    в пути;
    на ответственном хранении;
    на комиссии;
    в переработке.
    Результаты инвентаризации запасов отражаются в формах № инв-3,
№ инв-4, №  инв-5,  №  инв-6.  При  инвентаризации  нематериальных
активов их  наличие  устанавливается  путем  проверки  документов,
являющихся основанием для их оприходования,  а  также  документов,
которыми подтверждаются имущественные права.  Необходимо проверить
наличие  приказа  руководителя  об  утверждении  срока   полезного
использования  и  нормы  износа  каждого    объекта.    Результаты
инвентаризации  нематериальных  активов   отражаются    аналогично
инвентаризации основных средств по форме № инв-1.
    Инвентаризация документов строгой  отчетности  предусматривает
сличение фактического наличия с учетными данными.  Оформляется  по
форме № инв-16. фрагмент которой приведен ниже.

------------------------------------------------------------------

       ООО "Сфера"                                  Форма № инв-16
--------------------------
(предприятие, организация)

    На основании приказа (распоряжения) от  "20"  ноября  2003  г.
№ 2-и произведено снятие фактических остатков ценностей и  бланков
документов строгой  отчетности,  числящихся  на  балансовом  счете
№ 209 по состоянию на 30.12.2003 г.
    При инвентаризации установлено следующее:

|---|--------------|---|-----------------------------------------|
| № | Наименование |   |            Фактическое наличие          |
|п/п| ценностей и  |   |---------|-------|------|--------|-------|
|   | бланков      |   | с номера| серия |купюра| кол-во | сумма |
|   | документов   |   | по номер|       |      |        |       |
|   | строгой      |   | вклю-   |       |      |        |       |
|   | отчетности   |   | чительно|       |      |        |       |
|---|--------------|---|---------|-------|------|--------|-------|
| 1 |      2       |...|    6    |   7   |   8  |    9   |  10   |
|---|--------------|---|---------|-------|------|--------|-------|
| 1 | Доверенности |   | 233788 -| 01 АП |   -  |   12   | 15,00 |
|   |              |   | 233800  |       |      |        |       |
|---|--------------|---|---------|-------|------|--------|-------|
|   |              |   |         |       |      |        |       |
|---|--------------|---|---------|-------|------|--------|-------|
|                                         Итого:|   12   | 15,00 |
|-----------------------------------------------|--------|-------|

    Всего по описи, грн.            пятнадцать
                         --------------------------------

    Председатель комиссии  заместитель директора Макаренко С. С.
                          ---------------------------------------
                      (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

    Члены комиссии:     начальник отдела сбыта Федоренко В. В.
                    ----------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

                     начальник финансового отдела Сидоренко М. И.
                    ----------------------------------------------
                    (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

                               бухгалтер Мироненко В. П.
                    ----------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

------------------------------------------------------------------

    При инвентаризации незавершенного производства следует выявить
фактическое  наличие  и  определение   его    правильной    оценки
(стоимости).  Оценка  незавершенного  производства  проводится  по
плановой производственной себестоимости. Вопросы конкретной оценки
незавершенного производства регулируются отраслевыми  инструкциями
по учету и калькулированию себестоимости продукции, работ и услуг.
Результаты инвентаризации оформляются по форме № инв-7.
    При инвентаризации дебиторской и  кредиторской  задолженностей
комиссия  обязана  проверить  выписки  из  аналитического    учета
расчетов и наличие  актов  сверки.  По  итогам  инвентаризации  на
счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и
подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами  должны  оставаться
только согласованные  суммы.  Задолженности  с  истекшими  сроками
исковой  давности  подлежат  списанию  со  счетов  учета.  К  акту
инвентаризации по такой задолженности следует приложить справку  с
указанием названия и  адреса  контрагента,  суммы,  даты,  причины
возникновения задолженности, виновных в  истечении  срока  исковой
давности.  Результаты  оформляются  по  форме  № инв-17,  фрагмент
заполнения которой приведен ниже.

------------------------------------------------------------------

       ООО "Сфера"                                  Форма № инв-17
--------------------------
(предприятие, организация)

    На основании приказа (распоряжения) от  "20"  ноября  2003  г.
№  2-и  проведена   инвентаризация  расчетов    с    покупателями,
поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами  по  состоянию  на
30.12.2003 г.
    При инвентаризации установлено следующее:

    1. По дебиторской задолженности
|------------|------|---------------------------------|-----------|
| Наименова- | Счет |        Сумма по балансу         | Из общей  |
| ние        |      |-------|-------------------------| суммы,    |
| балансовых |      | всего,|       в том числе       | указанной |
| статей     |      | тыс.  |-----------|-------------| в графе 3,|
|            |      | грн.  | задолжен- | задолжен-   | задолжен- |
|            |      |       | ности,    | ности, не   | ность, по |
|            |      |       | подтверж- | подтвержден-| которой   |
|            |      |       | денные    | ные         | истек     |
|            |      |       | дебиторами| дебиторами  | срок      |
|            |      |       |           |             | исковой   |
|            |      |       |           |             | давности  |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
|     1      |   2  |   3   |     4     |      5      |     6     |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Расчеты с  |  361 |   21,5|    21,5   |      -      |     -     |
| отечествен-|      |       |           |             |           |
| ными       |      |       |           |             |           |
| поставщи-  |      |       |           |             |           |
| ками       |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Расчеты с  |  377 |   17,2|    12,6   |     4,6     |     -     |
| прочими    |      |       |           |             |           |
| дебиторами |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| ...        |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Итого:            |   38,7|    34,1   |     4,6     |     -     |
|-------------------|-------|-----------|-------------|-----------|

    2. По кредиторской задолженности
|------------|------|---------------------------------|-----------|
| Наименова- | Счет |        Сумма по балансу         | Из общей  |
| ние        |      |-------|-------------------------| суммы,    |
| балансовых |      | всего,|       в том числе       | указанной |
| статей     |      | тыс.  |-----------|-------------| в графе 3,|
|            |      | грн.  | задолжен- | задолжен-   | задолжен- |
|            |      |       | ности,    | ности, не   | ность, по |
|            |      |       | подтверж- | подтвержден-| которой   |
|            |      |       | денные    | ные         | истек     |
|            |      |       | дебиторами| дебиторами  | срок      |
|            |      |       |           |             | исковой   |
|            |      |       |           |             | давности  |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
|     1      |   2  |   3   |     4     |      5      |     6     |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Расчеты с  |  631 |  165,1|   165,1   |      -      |     -     |
| отечествен-|      |       |           |             |           |
| ными       |      |       |           |             |           |
| поставщи-  |      |       |           |             |           |
| ками       |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Расчеты    |  681 |  180,0|   180,0   |      -      |     -     |
| по         |      |       |           |             |           |
| авансам    |      |       |           |             |           |
| полученным |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Расчеты с  |  685 |   12,6|     -     |    12,6     |     -     |
| прочими    |      |       |           |             |           |
| дебиторами |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| ...        |      |       |           |             |           |
|------------|------|-------|-----------|-------------|-----------|
| Итого:            |  357,7|   345,1   |    12,6     |     -     |
|-------------------|-------|-----------|-------------|-----------|

    Председатель комиссии  заместитель директора Макаренко С. С.
                          ---------------------------------------
                      (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

    Члены комиссии:     начальник отдела сбыта Федоренко В. В.
                    ----------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

                     начальник финансового отдела Сидоренко М. И.
                    ----------------------------------------------
                    (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

                               бухгалтер Мироненко В. П.
                    ----------------------------------------------
                     (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

------------------------------------------------------------------

    Инвентаризация расходов будущих периодов  состоит  в  проверке
правильности отражения в бухучете сумм расходов будущих  периодов.
Результаты отражаются по форме № инв-11.
    При  инвентаризации  финансовых  инвестиций  комиссия  обязана
проверить в кассе наличие ценных бумаг и указать в описи  названия
ценных  бумаг,  их  эмитентов,  номера  и  серии,  номинальные   и
балансовые стоимости. В подтверждение сумм вкладов в уставный фонд
других предприятий необходимо проверить учредительные  и  уставные
документы, их регистрацию  и  наличие  документов,  подтверждающих
внесение вклада в уставный фонд.

    4. Результаты инвентаризации

    По    итогам    инвентаризации      комиссия        составляет
инвентаризационные  описи  (акты  инвентаризации).    Помарки    и
подчистки  в  них  недопустимы.  Исправления  ошибок  должны  быть
сделаны во всех экземплярах  корректурным  способом,  оговорены  и
подписаны всеми членами комиссии.  На основании инвентаризационных
описей и данных  бухгалтерского  учета  составляются  сличительные
ведомости, в которых  наряду  с  другими  показателями  отражаются
недостачи  и  излишки  в  количественном  и  суммовом   выражении,
регулирование пересортицы, регулирование за счет записей в учете.
    Решения по результатам инвентаризации  комиссия  принимает  на
своем заседании и фиксирует их в протоколе.

------------------------------------------------------------------

       ООО "Сфера"                   Утверждаю
--------------------------           Директор ______ Иваненко И.И.
(предприятие, организация)           "31" декабря 2003 г.


                           П Р О Т О К О Л
                заседания инвентаризационной комиссии


    от "30" декабря 2003 г.
    Всего членов комиссии ______ три ________  чел.
    Присутствовали ________ три _____________  чел.

                          Повестка дня:
    О подведении итогов инвентаризации, проведенной  на  основании
приказа  №  2-и   от   "20"  ноября  2003 г.   по   состоянию   на
30.12.2003 г.:
    1.0    порядке    урегулирования    обнаруженных      недостач
товарно-материальных ценностей.
    2.0  порядке  оприходования   излишков    товарно-материальных
ценностей, выявленных инвентаризацией.
    Выступила:  член  постоянной    инвентаризационной    комиссии
начальник отдела сбыта Федоренко В.  В. с предложением: произвести
зачет  излишков  и  недостач    однородных    товарно-материальных
ценностей в сумме 60 грн.; списать недостачу  запасов  в  пределах
естественной убыли в сумме 15 грн.; недостачу в сумме  10  грн.  в
связи  с  неустановлением  конкретного  виновника    отнести    на
результаты финансово-хозяйственной деятельности.
    За принятое решение проголосовали: за - 3 чел., против -  нет,
воздержавшихся от голосования нет.

    Председатель собрания       начальник финансового отдела
                                       Сидоренко М. И.
                      --------------------------------------------
                      (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

    Секретарь                    бухгалтер Мироненко В. П.
                      --------------------------------------------
                      (должность, подпись, фамилия, имя, отчество)

------------------------------------------------------------------

    К  протоколу  прилагаются  все  документы  инвентаризации    и
ведомость результатов инвентаризации.  Итоги инвентаризации должны
быть оформлены в  Ведомости  результатов  инвентаризации,  образец
которой приведен ниже.

|------------|-------|----------------------|--------------------------------|
|            | Коды  |   Сумма отклонений,  |     От общей суммы недостач    |
|            | синте-|     установленных    |         и потерь и порчи       |
|            | тичес-|    инвентаризацией   |            ценностей           |
|            | ких   |------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|            | счетов| Недо-| Излиш-| Потерь| Зачис-| Списа-|Отнесе-| Списа- |
|            |       | стач | ков   | от    | лено  | но в  |но на  | но на  |
|            |       |      |       | порчи | по    | преде-|винов- | резуль-|
|            |       |      |       |       | пере- | лах   |ных    | таты   |
|            |       |      |       |       | сор-  | норм  |лиц    | дея-   |
|            |       |      |       |       | тице  | убыли |       | тель-  |
|            |       |      |       |       |       |       |       | ности  |
|------------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|     1      |   2   |   3  |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |    9   |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|1| Основные | 10, 11|   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
| | средства |       |      |       |       |       |       |       |        |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|2| Немате-  |   12  |   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
| | риальные |       |      |       |       |       |       |       |        |
| | активы   |       |      |       |       |       |       |       |        |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|3| Запасы   |   20  |  85  |   60  |   -   |   60  |   15  |   -   |   10   |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|3| МБП      |   22  |   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|4| Товары   |   28  |   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|5| Касса    |   30  |   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|6| Текущий  |   31  |   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
| | счет     |       |      |       |       |       |       |       |        |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|7| Финансо- | 14, 35|   -  |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    -   |
| | вые      |       |      |       |       |       |       |       |        |
| | вложения |       |      |       |       |       |       |       |        |
|-|----------|-------|------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|
|Итого:                 85  |   60  |   -   |   60  |   15  |   -   |   10   |
|---------------------------|-------|-------|-------|-------|-------|--------|

    Директор ____________________________________

    Главный бухгалтер ___________________________


    Материалы инвентаризационной  комиссии  в  течение  пяти  дней
должны быть рассмотрены руководителем предприятия и утверждены для
принятия к исполнению замечаний и  предложений  комиссии.  Излишки
ценностей, включая денежные средства, должны быть  оприходованы  с
увеличением прибыли предприятия.  Недостача ценностей  сверх  норм
естественной  убыли,  потери  от  порчи  ценностей  относятся   на
виновных лиц.  Если конкретные виновники не установлены, эти суммы
списываются на расходы.  Утвержденные результаты и предложения  по
урегулированию разниц отражаются в бухучете того месяца, в котором
закончена инвентаризация,  а  инвентаризации  по  состоянию  на  1
января - в регистрах бухучета за декабрь.
    Постановлением № 158 ( 158-93-п )  предприятиям  рекомендовано
до утверждения  новых  форм  первичного  учета  применять  типовые
формы,  утвержденные постановлением  № 241 ( v0241400-89 ). Ниже в
таблице  приведен  перечень  типовых  форм,   применение   которых
возможно  при  проведении  инвентаризации.   Бланки   могут   быть
заполнены  как  вручную,  так и средствами вычислительной и другой
оргтехники.

|-------|-----------------------------|----------------------------|
|   №   |    Наименование документа   |     Области применения     |
| формы |                             |  и примеры использования   |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
|   1   |              2              |              3             |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-1 | Инвентаризационная опись    | Отражение данных           |
|       | основных средств            | инвентаризации             |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-2 | Инвентаризационный ярлык    | Учет фактического наличия  |
|       |                             | материальных ценностей на  |
|       |                             | складах, если по условиям  |
|       |                             | организации производства   |
|       |                             | нет возможности сразу      |
|       |                             | произвести перерасчет      |
|       |                             | материальных ценностей и   |
|       |                             | записать их в              |
|       |                             | инвентаризационные описи.  |
|       |                             | Используется для заполнения|
|       |                             | инвентаризационных описей  |
|       |                             | товарно-материальных       |
|       |                             | ценностей (форма № инв-3)  |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-3 | Инвентаризационная опись    | Составляется при остатках  |
|       | товарно-материальных        | товарно-материальных       |
|       | ценностей                   | ценностей (сырья,          |
|       |                             | материалов, готовой        |
|       |                             | продукции, малоценных и    |
|       |                             | быстроизнашивающихся       |
|       |                             | предметов и т. п.) в       |
|       |                             | натуре. На выявленные при  |
|       |                             | инвентаризации непригодные |
|       |                             | или испорченные материалы  |
|       |                             | и готовые изделия          |
|       |                             | составляются               |
|       |                             | соответствующие акты       |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-5 | Инвентаризационная опись    | Применяется при            |
|       | товарно-материальных        | инвентаризации             |
|       | ценностей, принятых         | товарно-материальных       |
|       | (сданных) на  ответственное |                            |
|       | хранение                    | ценностей, принятых        |
|       |                             | (переданных) на            |
|       |                             | ответственное хранение     |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-7 | Инвентаризационная опись    | Учет фактического          |
|       | незавершенного производства | наличия незавершенного     |
|       |                             | производства, а также      |
|       |                             | покупных полуфабрикатов    |
|       |                             | или полуфабрикатов         |
|       |                             | собственного производства  |
|       |                             | в цехах основного и        |
|       |                             | вспомогательного           |
|       |                             | производства               |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-8,| Акт инвентаризации          | Применяется при            |
| Инв-9 | драгоценных металлов,       | инвентаризации во всех     |
|       | драгоценных камней,         | местах хранения и          |
|       | природных алмазов и         | непосредственно в          |
|       | изделий из них              | производстве:              |
|       |                             | форма № инв-8 - драгоценных|
|       |                             | металлов и изделий из них, |
|       |                             | форма № инв-9 - драгоценных|
|       |                             | камней, природных алмазов  |
|       |                             | и изделий из них           |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-10| Акт инвентаризации          | Применяется при            |
|       | незаконченных капитальных   | инвентаризации             |
|       | ремонтов основных средств   | незаконченных капитальных  |
|       |                             | ремонтов зданий,           |
|       |                             | сооружений, машин,         |
|       |                             | оборудования,              |
|       |                             | энергетических установок и |
|       |                             | других объектов основных   |
|       |                             | средств                    |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-11| Акт инвентаризации расходов | Применяется при            |
|       | будущих периодов            | инвентаризации расходов    |
|       |                             | будущих периодов           |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-12| Инвентаризационная опись    | Применяется на торговых    |
| Инв-13| товаров, материалов,        | предприятиях при проверке  |
|       | тары и  денежных средств    | фактического наличия       |
|       | в торговле                  | товаров, материалов, тары  |
|       |                             | и денежных средств:        |
|       |                             | № инв-12 - на предприятиях |
|       |                             | оптовой торговли;          |
|       |                             | № инв-13 - на предприятиях |
|       |                             | розничной торговли         |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-14| Инвентаризационная опись    | Применяется на предприятиях|
|       | остатков продуктов и        | общественного питания при  |
|       | полуфабрикатов на           | инвентаризации продуктов   |
|       | предприятиях общественного  | и полуфабрикатов,          |
|       | питания                     | находящихся в производстве |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-15| Акт инвентаризации наличия  | Применяется для отражения  |
|       | денежных средств            | результатов инвентаризации |
|       |                             | фактического наличия       |
|       |                             | денежных средств (денежной |
|       |                             | наличности, почтовых марок |
|       |                             | и т. п.), находящихся в    |
|       |                             | кассе предприятия          |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-16| Инвентаризационная опись    | Применяется для отражения  |
|       | ценностей и бланков         | результатов                |
|       | документов строгой          | инвентаризации             |
|       | отчетности                  | фактического наличия       |
|       |                             | ценных бумаг и бланков     |
|       |                             | документов строгой         |
|       |                             | отчетности (билеты на      |
|       |                             | бензин, проезд и т. п.)    |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-17| Акт инвентаризации расчетов | Применяется для оформления |
|       | с покупателями, поставщиками| результатов инвентаризации |
|       | и другими дебиторами и      | расчетов с покупателями,   |
|       | кредиторами                 | поставщиками и другими     |
|       |                             | дебиторами и кредиторами   |
|-------|-----------------------------|----------------------------|
| Инв-18| Сличительные ведомости      | Применяются для отражения  |
| Инв-19|                             | результатов                |
| Инв-20|                             | инвентаризации:            |
| Инв-21|                             | № инв-18 - основных        |
|       |                             | средств;                   |
|       |                             | № инв-19 - сырья,          |
|       |                             | материалов, готовой        |
|       |                             | продукции и других         |
|       |                             | материальных ценностей на  |
|       |                             | предприятиях, кроме        |
|       |                             | торговых;                  |
|       |                             | № инв-20 - товаров,        |
|       |                             | материалов и тары в        |
|       |                             | торговых организациях,     |
|       |                             | осуществляющих             |
|       |                             | количественно-стоимостный  |
|       |                             | учет ценностей;            |
|       |                             | № инв-21 - в организациях  |
|       |                             | розничной торговли,        |
|       |                             | осуществляющих             |
|       |                             | стоимостный учет           |
|       |                             | ценностей, для сравнения   |
|       |                             | остатков ценностей         |
|       |                             | по данным бухгалтерского   |
|       |                             | учета с фактическим        |
|       |                             | наличием их по             |
|       |                             | инвентаризационным описям  |
|-------|-----------------------------|----------------------------|

    5. Регулирование инвентаризационных разниц

    Желаемым   завершением    инвентаризации    является    полное
соответствие данных инвентаризации данным бухгалтерского учета.  К
счастью,  так  бывает.  Но  на  практике  нередко  в    результате
инвентаризации  могут  быть  выявлены  излишки   или    недостачи.
Отклонения данных  инвентаризации  от  учетных  получили  название
инвентаризационных разниц. Бухгалтер обязан отразить эти разницы в
учете.
    Обнаруженные   излишки    должны    быть    оприходованы    на
соответствующих счетах с отнесением на доходы.
    Излишки необоротных активов (основных средств,  нематериальных
активов и т. д.) формируют доходы от прочей обычной  деятельности,
для учета которых Планом счетов предусмотрен субсчет  746  "Прочие
доходы от обычной деятельности".
    Излишки оборотных  активов  формируют  доход  от  операционной
деятельности, который учитывается на субсчете 719  "Прочие  доходы
от операционной деятельности".
    Ниже приведены возможные схемы бухгалтерских записей.

|---|---------------------------|----------------|----------------|
| № |     Содержание операции   |       Дт       |       Кт       |
|п/п|                           |                |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 1 | Оприходование излишков    | 104            | 746            |
|   | оборудования, выявленных  | "Машины и      | "Прочие доходы |
|   | при инвентаризации        | оборудование"  | от обычной     |
|   |                           |                | деятельности"  |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 2 | Оприходование излишков    | 106            | 746            |
|   | инвентаря, инструментов,  | "Инструменты,  | "Прочие доходы |
|   | приспособлений, выявленных| приспособления | от обычной     |
|   | при инвентаризации        | и инвентарь"   | деятельности"  |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 3 | Оприходование излишков    | 112            | 746            |
|   | малоценных необоротных    | "Малоценные    | "Прочие доходы |
|   | материальных активов,     | необоротные    | от обычной     |
|   | выявленных при            | материальные   | деятельности"  |
|   | инвентаризации            | активы"        |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 4 | Оприходование излишков    |                |                |
|   | запасов, выявленных при   |                |                |
|   | инвентаризации:           |                |                |
|   | материалов                | 201            | 719            |
|   |                           | "Сырье и       | "Прочие доходы |
|   |                           | материалы"     | от операционной|
|   |                           |                | деятельности"  |
|   |                           |                |                |
|   | ГСМ                       | 203            | 719            |
|   |                           | "Топливо"      | "Прочие доходы |
|   |                           |                | от операционной|
|   |                           |                | деятельности"  |
|   |                           |                |                |
|   | стройматериалов           | 205            | 719            |
|   |                           | "Строительные  | "Прочие доходы |
|   |                           | материалы"     | от операционной|
|   |                           |                | деятельности"  |
|   |                           |                |                |
|   | запчастей                 | 207            | 719            |
|   |                           | "Запасные      | "Прочие доходы |
|   |                           | части"         | от операционной|
|   |                           |                | деятельности"  |
|   |                           |                |                |
|   | МБП сроком службы менее   | 22             | 719            |
|   | 12 месяцев                | "Малоценные    | "Прочие доходы |
|   |                           | и быстроиз-    | от операционной|
|   |                           | нашивающиеся   | деятельности"  |
|   |                           | предметы"      |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|

    Недостачи  ценностей  списываются  на  расходы  по  балансовой
(учетной) стоимости: при учете расходов  с  использованием  счетов
класса 8 - на счет 85  "Прочие  затраты";  при  учете  расходов  с
использованием счетов класса 9  -  на  субсчет  947  "Недостачи  и
убытки от порчи ценностей".
    Если ожидается возмещение утраченных необоротных  активов  или
запасов за счет виновных лиц, то до принятия решения о  конкретных
виновных  лицах  сумма  недостачи  учитывается  на    забалансовом
субсчете 072 "Невозмещенные потери  от  порчи  ценностей".  Только
после установления виновных лиц  отражается  их  задолженность  на
субсчете  375  "Расчеты  по  возмещению  причиненных  убытков"   с
отнесением в доход.  При возмещении убытков от потери  необоротных
активов доход отражается на субсчете 746 "Прочие доходы от обычной
деятельности", от потери оборотных - на  субсчет  716  "Возмещение
ранее списанных активов".

|---|---------------------------|----------------|----------------|
| № |     Содержание операции   |       Дт       |       Кт       |
|п/п|                           |                |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 1 | Списание недостачи        | 947            | 104            |
|   | оборудования              | "Недостачи и   | "Машины и      |
|   |                           | потери от порчи| оборудование"  |
|   |                           | ценностей"     |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 2 | Списание недостачи        | 947            | 106            |
|   | инвентаря, инструментов,  | "Недостачи и   | "Инструменты,  |
|   | приспособлений            | потери от порчи| приспособления |
|   |                           | ценностей"     | и инвентарь"   |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 3 | Списание недостачи        | 947            | 112            |
|   | малоценных необоротных    | "Недостачи и   | "Малоценные    |
|   | материальных активов      | потери от порчи| необоротные    |
|   |                           | ценностей"     | материальные   |
|   |                           |                | активы"        |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 4 | Сумма недостачи объектов  | 375            | 746            |
|   | основных средств,         | "Расчеты по    | "Прочие доходы |
|   | подлежащая возмещению     | возмещению     | от обычной     |
|   | виновными лицами          | причиненных    | деятельности"  |
|   |                           | убытков"       |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 5 | Сумма возмещения,         | 746            | 642            |
|   | подлежащая уплате в бюджет| "Прочие доходы | "Расчеты по    |
|   |                           | от обычной     | обязательным   |
|   |                           | деятельности"  | платежам"      |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 6 | Списание недостачи        |                |                |
|   | запасов, выявленных при   |                |                |
|   | инвентаризации:           |                |                |
|   | материалов                | 947            | 201            |
|   |                           | "Недостачи и   | "Сырье и       |
|   |                           | потери от порчи| материалы"     |
|   |                           | ценностей"     |                |
|   |                           |                |                |
|   | ГСМ                       | 947            | 203            |
|   |                           | "Недостачи и   | "Топливо"      |
|   |                           | потери от порчи|                |
|   |                           | ценностей"     |                |
|   |                           |                |                |
|   | стройматериалов           | 947            | 205            |
|   |                           | "недостачи и   | "Строительные  |
|   |                           | потери от порчи| материалы"     |
|   |                           | ценностей"     |                |
|   |                           |                |                |
|   | запчастей                 | 947            | 207            |
|   |                           | "недостачи и   | "Запасные      |
|   |                           | потери от порчи| части"         |
|   |                           | ценностей"     |                |
|   |                           |                |                |
|   | МБП сроком службы менее   | 947            | 22             |
|   | 12 месяцев                | "недостачи и   | "Малоценные    |
|   |                           | потери от порчи| и быстроиз-    |
|   |                           | ценностей"     | нашивающиеся   |
|   |                           |                | предметы"      |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 7 | Сумма недостачи запасов,  | 375            | 716            |
|   | подлежащая возмещению     | "Расчеты по    | "Возмещение    |
|   | виновными лицами          | возмещению     | ранее          |
|   |                           | причиненных    | списанных      |
|   |                           | убытков"       | активов"       |
|---|---------------------------|----------------|----------------|
| 8 | НДС в сумме недостачи     | 716            | 641            |
|   | запасов, подлежащей       | "Возмещение    | "Расчеты по    |
|   | возмещению виновными      | ранее          | налогам"       |
|   | лицам  и                  | списанных      |                |
|   |                           | активов"       |                |
|---|---------------------------|----------------|----------------|

    6.  Ответственность  в  случае    нарушений    в    проведении
    инвентаризации

    За    несвоевременное    или    некачественное      проведение
инвентаризации  денежных  средств   и    материальных    ценностей
предусмотрена административная ответственность (ст. 164-2  Кодекса
Украины об административных  нарушениях ( 80731-10 ))  -  штраф от
восьми  до  пятнадцати  не  облагаемых налогом  минимумов  доходов
граждан.

------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№37/03, стр. 38
[01.10.2003]
Лариса Церетели
Аудиторская фирма "Мираж", г. Запорожье
------------------------------------------------------------------