Новый год - новая отчетность
 (на смену сведениям ф. № 8ДР приходит налоговый расчет ф. № 1ДФ)

------------------------------------------------------------------

    Итак, утверждена новая отчетная форма - "Налоговый расчет сумм
дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков,  и
сумм удержанного  из  них  налога",  а  также  разработан  порядок
заполнения  и  представления  такой  формы (далее - Порядок  № 451 
( z0960-03 )). Налоговый расчет  ф. № 1ДФ  придет на смену прежним  
Сведениям ф. № 8ДР начиная с отчетности за I квартал 2004 года.  В 
настоящей   консультации   приведен   обзор   основных  изменений,  
связанных с принятием Порядка № 451, текст которого опубликован  в  
данном номере еженедельника "Баланс".

    Субъекты отчетности

    Представлять  новую  форму  должны  будут  все  лица,  которые
согласно Закону № 889 ( 889-15 ) обязаны начислять,  удерживать  и 
уплачивать  в  бюджет  налог   с   доходов  от  имени  и  за  счет 
налогоплательщика  (налоговые  агенты).  Напомним, что в  качестве  
налоговых  агентов  могут  выступать   как  юридические  лица  (их  
филиалы,  отделения,  другие  обособленные  подразделения),  так и 
физические лица, а также  нерезиденты  либо  их  представительства 
(п. 1.15 Закона № 889).
    С полным перечнем лиц,  имеющих  статус  налоговых  агентов  в
соответствии с Законом № 889, мы уже  ознакомили  наших  читателей
(см. консультацию  "Налог  с  доходов  физических  лиц:  налоговые
агенты" в еженедельнике "Баланс", 2003, № 37, с. 48 - 52).
    Отдельно в п. 5.2 Порядка № 451 указано, что Расчет ф.  №  1ДФ
должны представлять также религиозные организации и созданные  ими
благотворительные учреждения (аналогичную норму содержит и прежний
Порядок № 10).

    Положительные изменения

    1. Значительно увеличится срок представления отчетности.
    Расчет ф. № 1ДФ  необходимо  будет  представлять  в  налоговый
орган  в  течение  40  календарных  дней  по  окончании  отчетного
квартала (пп. "б", п. 19.2 Закона № 889).  Причем  если  последний
день срока совпадет с выходным или  праздничным  днем,  то  расчет
можно будет представить в течение операционного (банковского) дня,
следующего за выходным или праздничным днем.
    Напомним, что для представления Сведений ф.  №  8ДР  пока  что
отведены 15  календарных  дней  по  окончании  отчетного  квартала
(ст. 9 и 12 Декрета № 13-92 ( 13-92 )).
    2. Налоговый  расчет  ф. № 1ДФ,   представляемый  на  бумажном
носителе, разрешено  заполнять  печатными  буквами,  а  не  только
машинописным текстом.
    На сегодняшний день  Порядком № 10  (п.  2.2)  предусмотрено
заполнение Сведений ф. № 8ДР (представляемых на бумажном носителе)
исключительно машинописным  текстом.  И  только  в  Письме  № 5265
( v5265225-99 )  (п. 52)   встречается   упоминание  о  том,   что  
выполнение данного требования "желательно, но не обязательно".
    3. Приведен конкретный пример заполнения графы 6 "Дата  приема
на работу" и графы 7 "Дата увольнения с работы" в Расчете ф. № 1ДФ
для случая, когда физическое лицо  в  течение  отчетного  квартала
увольнялось и принималось на работу несколько раз.
    Сегодня   в    такой    ситуации    субъекты    хозяйствования
руководствуются Письмом № 5265 (п. 61). Отметим, что новый порядок
заполнения этих граф отличается от прежнего, изложенного в Письме.
    4. Разработан детальный порядок  проведения  корректировок,  в
связи с чем предусмотрены:
    - во-первых, три разновидности Налогового расчета:
    - отчетный - представляется в установленный срок;
    - новый отчетный - представляется в случае выявления ошибок  в
ранее  поданном  отчетном   расчете  до  истечения  установленного
срока;
    - уточняющий  -  представляется  при  необходимости   внесения
корректировок в отчетный расчет по истечении установленного срока;
    - во-вторых, сама форма (по сравнению  с  прежними  Сведениями
ф. № 8ДР)  дополнена   новой   графой   9  "Признак  (0,1)":   при
проведении корректировок в ней  проставляется  признак  "0",  если
строку необходимо ввести, или "1", если строку следует  исключить.
Заполняется графа 9 только в новом отчетном и уточняющем расчетах.
    Представлять уточняющий расчет можно будет по  мере  выявления
ошибок  за  любой  отчетный  период (согласно п. 5.1 Закона № 2181 
( 2181-14 )), а не только за предыдущий.  Заметим, что действующим 
на сегодняшний день Порядком № 10 ( z0163-99 )  (п. 3.1) ошибки  в 
Сведениях ф. № 8ДР разрешено исправлять только в течение квартала, 
следующего за отчетным.

    Отрицательные моменты

    1. Из норм Порядка № 451 следует,  что  ГНАУ  склонна  считать
Расчет ф. №  1ДФ  налоговым  расчетом  (декларацией)  в  понимании
Закона № 2181 со всеми вытекающими отсюда последствиями.
    Заметим, что для придания Расчету ф. № 1ДФ  статуса  налоговой
декларации (расчета) сделано немало:
    - во-первых, согласно Закону № 889 (пп. "б" п. 19.2)  отчетная
форма получила соответствующее название - Налоговый расчет;
    - во-вторых, новая форма отчетности  согласована  с  Комитетом
Верховной  Рады  Украины  по  вопросам  финансов   и    банковской
деятельности, что  в  соответствии  с  Законом  №  2181  (пп.  "ї"
пп. 4.4.2) является обязательным при введении новых форм налоговых
деклараций (расчетов);
    - в-третьих,  согласно  Закону  № 889  (пп. "б" п. 19.2)  срок
представления  новой  формы   соответствует  сроку   представления
налоговых  деклараций (расчетов),  установленному  Законом  № 2181
(пп. "б" пп. 4.1.4) для базового налогового (отчетного) квартала.
    Однако при всем при этом форма № 1ДФ все же  не  соответствует
определению налоговой декларации (расчета), приведенному в  Законе
№ 2181 (п. 1.11), поскольку  на  ее  основании  не  осуществляется
начисление и/или уплата налога с доходов. А значит, и применение к
налоговым агентам штрафов, предусмотренных этим Законом, не  будет
иметь достаточных законных оснований.
    2. Для  работодателей,  выплачивающих  заработную  плату    "в
установленные  сроки",  сохранилось  прежнее  правило:  заработная
плата,  начисленная  за  последний  месяц   отчетного    квартала,
отражается в Расчете ф. № 1ДФ за этот отчетный квартал в графе 3а
- как начисленная и в графе 3 - как фактически выплаченная.
    При этом ГНАУ, к сожалению, не уточнила один важный момент,  и
ранее  волновавший  налогоплательщиков:   при    каких    условиях
заработная плата  будет  считаться  выплаченной  "в  установленные
сроки"?  Полагаем,  что  имеется  в  виду  срок,   зафиксированный
предприятием в коллективном  договоре.  А  как  поступать  частным
предпринимателям - работодателям, у которых коллективного договора
нет? Возможно,  такой  срок  им  стоит  предусмотреть  в  трудовых
договорах, заключаемых с наемными  работниками.  Очень  жаль,  что
ГНАУ промолчала на этот счет.
    3. Заполняя Расчет ф. № 1ДФ, налоговый  агент  (как  и  ранее)
должен будет указать  в  нем  идентификационный  номер  получателя
доходов.  Однако на практике нередки случаи,  когда  узнать  такой
номер не представляется возможным (например, если налогоплательщик
является гражданином  России  либо  не  получил  номер  исходя  из
религиозных  убеждений  и  пр.).  Как    в    случае    отсутствия
идентификационного номера получателя доходов  правильно  заполнить
Налоговый  расчет  ф. № 1ДФ?  Можно  ли  указать  фамилию,  имя  и
отчество такого налогоплательщика, заполнив  три  строки  отчетной
формы?
    Этот  вопрос  актуален  и  ныне  -  при  заполнении   Сведений  
ф. № 8ДР. К сожалению, новый Порядок № 451 на него не ответил.

    Интересные нюансы

    С 1 января 2004 года начнут действовать многие законы,  в  том
числе и Закон № 889 (за исключением отдельных его статей).  Однако
ГНАУ в связи с этим, похоже, еще не успела "перестроиться", о  чем
свидетельствуют отдельные моменты нового Порядка № 451:
    - с будущего года сбор в Пенсионный фонд приобретет уже  новый
статус - взноса, между тем ГНАУ по-прежнему  продолжает  именовать
его сбором (пп. 3.2.1);
    - на смену подоходному налогу в  новом  году  придет  налог  с
доходов  физических  лиц,  и  опять-таки  в  тексте  Порядка № 451
(пп. 3.3.1) встречаем прежнее название - подоходный налог;
    - несмотря на то что Порядок № 451 вступает в силу с 1  апреля
2004 года, приводимые в  нем  примеры  заполнения  отдельных  граф
отчетной формы (п. 3.7  и  пп.  3.7.1)  рассматриваются  почему-то
исходя из данных за 2003 год;
    - согласно Порядку № 451 (п. 3.8) в Расчете ф. № 1ДФ  графу  8
"Признак налоговой социальной льготы" следует заполнять только для
тех физических лиц, которые

    "...имели льготы относительно  налога  в  отчетном  периоде  в
    соответствии  с  действующим  законодательством    по    месту
    получения основного дохода".

    Заметим, что такого понятия, как  "место  получения  основного
дохода", в Законе № 889 попросту нет. А место применения налоговой
социальной льготы к заработной плате налогоплательщик будет  иметь
право  выбрать  самостоятельно,  подав  конкретному   работодателю
соответствующее заявление (п. 6.3 названного Закона).

    Противоречие

    Закон № 889  (пп.  "б"  п.  19.2)  наделил  налоговых  агентов
правами:
    - не представлять Налоговый расчет ф. № 1ДФ  за  тот  отчетный
квартал,  в   котором    налогоплательщикам    не    выплачивались
налогооблагаемые доходы;
    - представлять Налоговый расчет ф. № 1ДФ за отчетный квартал в
отношении  только  тех  налогоплательщиков,  которые    фактически
получили в этом квартале налогооблагаемые доходы.
    ГНАУ же в Порядке № 451 эти права  "урезала".  Проанализировав
нормы п. 2.2 и п. 3.2 указанного документа, можно  сделать  вывод,
что налоговый агент имеет право:
    - не представлять расчет только за  тот  отчетный  квартал,  в
котором  налогоплательщикам  не  начислялись  и  не  выплачивались
налогооблагаемые доходы;
    - представлять расчет за отчетный квартал в  отношении  только
тех налогоплательщиков, которым начислены, (уплачены) доходы.  При
этом в случае начисления доходов их отражение в Расчете ф. № 1ДФ

    "...является обязательным независимо от того, выплачены  такие
    доходы или нет".

    Поскольку в будущем году придется уплачивать налог даже с  тех
налогооблагаемых доходов,  которые  начислены,  но  фактически  не
выплачены (пп. 8.1.2 Закона № 889), то позиция ГНАУ представляется
довольно логичной.  Но в то же время она явно  противоречит  норме
пп. "б" п. 19.2 Закона № 889. Изначальное же несоответствие  между
нормами пп. "б" п. 19.2 и пп. 8.1.2 Закона № 889 следует устранить
на законодательном уровне.

    Отчетность за IV квартал 2003 года

    В заключение напомним нашим читателям, что за IV квартал  2003
года необходимо отчитываться по  прежней  форме  -  представляя  в
налоговые  органы  по  месту  своей  государственной   регистрации
Сведения ф. № 8ДР.  Предельный срок представления отчетности -  15
января 2004 года (четверг).


------------------------------------------------------------------
"Баланс"
№ 50(488), стр. 72
[09.12.2003]
Инна Шевченко

------------------------------------------------------------------