УКРАЇНА
                Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"


Свідоцтво про внесення в Реєстр суб'єктів 
аудиторської діяльності N 0580,
чинне до 26.01.2006р.

Тел.(044) 467-08-15


            Депозитные и кредитные банковские договора
                 в свете нового законодательства.


     Мы привыкли  к  тому,  что  банки  своими   депозитными   или
кредитными  договорами  обуславливали изменение процентных ставок.
Разные банки по-разному регулировали свои отношения с клиентами  в
связи с изменениями процентных ставок,  внося определенные условия
в заключаемые с ними договора.
     Теперь эти отношения регламентируются введенными в действие с
01.01.2004г.  Гражданским ( 435-15 ) (далее - кодекс N  435-IV)  и
Хозяйственным ( 436-15 ) (далее - кодекс N 436-IV) кодексами.
     Недействительным согласно п.  2  ст.  207  кодекса  N  436-IV
( 436-15  )  признается обязательство,  содержащее так называемое,
ничтожное  условие,  которое  самостоятельно  или  в  сочетании  с
другими   условиями   обязательства,  нарушают  права  и  законные
интересы другой стороны или третьих лиц.
     Ничтожными признаются,  в  частности,  такие  условия типовых
договоров   и   договоров   присоединения,    которые    допускают
односторонний  отказ  от  обязательств  со стороны исполнителя или
одностороннее изменение исполнителем его условий.
     Эта статья  перекликается  с  п.  1  ст.  27 кодекса N 435-IV
( 435-15 ), которой сделка, ограничивающая возможность физического
лица иметь не запрещенные законом гражданские права и обязанности,
является ничтожной.
     Таким образом,   теперь   банки   обязаны,   не  зависимо  от
существующих  внутренних  регламентов  заключения   договоров,   в
договорах,  обуславливающих  наличие процентной ставки,  учитывать
требования новых ГКУ ( 435-15 ) и ХКУ ( 436-15 ).  А юридические и
физические  лица  должны  отслеживать,  не  нарушены  ли  их права
изменением процентной ставки депозитных  или  кредитных  договоров
без их ведома и согласия.
     Этот момент  дополнительно  обусловлен  еще и п.  3 ст.  1061
кодекса N 435-IV ( 435-15 ).
     Теперь коснемся еще одной животрепещущей темы.
     Возникают ли  в  связи с начислениями процентов по депозитным
вкладам и сберегательным (депозитным)  сертификатам  у  физических
лиц  объекты  налогообложения  с  введением с 01.01.2004г.  Закона
Украины "О налоге с доходов физических лиц" N 889-IV ( 889-15 ) от
22.05.2003г.  (далее - Закон N 889)?  Об этом в последнее время не
писал только  ленивый.  Коллизия  начисления  этих  процентов  уже
неоднократно рассматривалась различными авторами и изданиями. Внес
свою лепту и "Урядовий кур'єр" N 11 от  21.01.2004г.  под  броским
названием  "Доходи  від депозитів не оподатковуються" в рубрике "З
офіційних джерел".  Обращаем внимание,  что  эта  вполне  разумная
реплика  УК  не  может  считаться официальным документом,  так как
согласно  Приказа  Минюста  Украины  "Про   затвердження   Порядку
проведення   державноє   реєстрації  нормативно-правових  актів  у
Міністерстві юстиції України та включення їх до Державного реєстру
нормативно-правових  актів" N 102/5 от 25.11.2002г.  ( z0915-02 ),
нормативно-правовой акт -  это  официальный  письменный  документ,
принятый   или  выданный  акт,  уполномоченным  на  это  субъектом
нормотворчества  в  определенной  законодательством  форме  и   за
установленной  законодательством процедурой,  который направлен на
регулирование   общественных   отношений,   содержит   нормативные
предписания (имеет не персонифицированный характер),  рассчитан на
многоразовое  применение   и   действие   его   не   исчерпывается
одноразовым исполнением. И хотя Указом Президента Украины N 503/97
( 503/97 ) от 10.06.1997г.  "Про порядок  офіційного  оприлюднення
нормативно-правових   актів   та   набрання   ними   чинності"  (с
изменениями  и  дополнениями)  (далее  -  Указ  N  503/97)  газета
"Урядовий   кур'єр"  является  официальным  печатным  органом  для
опубликования нормативно-правовых актов,  вышеуказанная публикация
по  своей  структуре  не  является нормативно-правовым актом.  Вне
всякого сомнения, ситуация, возникшая с неоднозначностью трактовки
налогообложения  процентов  по  депозитам  физических  лиц,  будет
разрешена в ближайшее время и в пользу физических лиц.  Однако, по
состоянию  на  01.01.2004г.,  никакими нормативно-законодательными
актами  не  дополнены  и не уточнены пункты Закона Украины  N  889
( 889-15  )  по  этому  вопросу,  а все публикации по этому поводу
выдают желаемое за действительное.
     Рассмотрим схему  налогообложения на доходы физических лиц по
процентным депозитам и сберегательным (депозитным) сертификатам по
новому законодательству.
     Согласно пп.  4.2.12.  п.  4.2. ст. 4 Закона N 889 ( 889-15 )
доходы  в  виде  процентов  (дисконтных доходов) являются объектом
налогообложения.  П.  7.1. ст. 7 Закона Украины N 889 ( 889-15 ) с
01.01.2004г.  устанавливается ставка налога 13% (с 01.01.2004г. до
31.12.2006г.  по  ст.  22.3)  от  объекта  налогообложения,  кроме
случаев определенных в п.  7.2-7.3 ст.  7.  П. 7.2. ст. 7 этого же
Закона ставка налога составляет  5%  от  объекта  налогообложения,
начисленного  налоговым  агентом  как процент на депозит (вклад) в
банк или  небанковское  финансовое  учреждение  в  соответствии  с
законодательством   (кроме   страховщиков)   и   процентный,   или
дисконтный,  доход по сберегательному (депозитному) сертификату. В
соответствии с пп.  9.2.1.  п.  9.2.  ст. 9 Закона N 889 налоговым
агентом плательщика налога при начислении (уплате)  в  его  пользу
процентов  на  банковский  депозит  (вклад),  вклад в небанковские
учреждения согласно закону или процентов (дисконтных  доходов)  на
депозитный     (сберегательный)    сертификат    является    лицо,
осуществляющее такое начисление (уплату).
     Пп. 9.2.2.  п.  9.2.  ст.  9  Закона  N  889  (  889-15 ) при
начислении (удержании) процентного налога  применяется  упрощенная
форма отчетности.
     В Заключительных положениях Закона N  889  (  889-15  )  (пп.
22.1.4. п.22.1. ст. 22) пп. 9.2.1. - 9.2.2. п. 9.2. ст. 9, в части
налогообложения процентов,  вступают в силу с 01.01.2005г. Понятие
налогового агента плательщика налога при начислении (уплате) в его
пользу вышеуказанных процентов вводится с 01.01.2005г., а до этого
времени,  по  итогам  2004г.,  получатель процентов,  согласно пп.
8.1.3.  п.  8.1. ст. 8, самостоятельно обязан включить сумму таких
доходов  в  состав  общего  годового  налогооблагаемого  дохода  и
представить  годовую  декларацию  по  данному  налогу.   Возникает
вопрос,  какой  ставкой  облагаются процентные доходы у физических
лиц по депозитным вкладам (сберегательным дисконтным сертификатам)
в  2004г.?  Ведь  ставка 5%  применяется только тогда,  когда этот
объект налогообложения  начисляется  налоговым  агентом.  Остается
13%.   Безусловно,   такое   уточнение   должно   быть   оформлено
законодательно.  Теперь по этому вопросу в Верховный Совет Украины
НБУ   подал   соответствующий   законопроект,   однако,  в  печати
циркулируют   всякого   рода   разъяснения,   которые   не   имеют
законодательной  силы,  в  т.ч.  и  Письмо Комитета Верховной Рады
Украины  по  вопросам  финансов  и  банковской   деятельности   от
25.12.2003г.   N   06-10/1016  (  v1016450-03  ).  Конечно,  такое
разъяснение весьма  симпатично  с  любой  точки  зрения,  так  как
обеспечивает   физическому   лицу   социальную  защиту,  а  банкам
постоянных клиентов.  Но в такой ситуации обнадеживать граждан  до
законодательного  решения  вопроса  надо  с большой осторожностью,
предупреждая,  что такие разъяснения не являются  законодательными
актами,   на  что  обращает  внимание  и  ГНАУ  своим  Письмом  от
10.11.2003г. N 9188/6/17-0416 ( v9188225-03 ).
     Одновременно Приказом    ГНАУ    от   10.12.2003г.   N   593,
зарегистрированным в Минюсте Украины 25.12.2003г.  под N 1227/8548
(  z1227-03  )  "Изменения к форме декларации по налогу на прибыль
предприятия и Порядку ее составления" внесены  изменения  в  форму
декларации  по  налогу  на  прибыль",  в которой после кода строки
декларации 19.3 декларация  дополняется  строкой  19.4  следующего
содержания:  "з доходів фізичних осіб,  нарахованих як проценти" в
соответствии со строкой 19.4 Приложения К7:
     "19.4 п.п. 9.2.2. п. 9.2. ст. 9 Закону N 889".
     Эти изменения касаются небанковских финансовых  учреждений  в
соответствии   с  законодательством  (кроме  страховщиков)  и  уже
вступили  в  силу  с  05.01.2004г.,  т.е.  через  10  дней   после
регистрации  в  Минюсте  Украины  согласно  п.  4 Указа Президента
Украины N 503/97 ( 503/97 ).
     А что же происходит с банками?
     Еще раньше   приказом   ГНАУ   от   30.09.2003г.    N    456,
зарегистрированного в Минюсте Украины 13.10.2003г.  под N 924/8245
( z0924-03 ),  "Об утверждении Изменений  к  форме  декларации  по
налогу  на  прибыль  банка  и Порядка ее заполнения,  утвержденной
приказом  ГНАУ  от  31.03.2003г.  N  148"  внесены  дополнения   к
Приложению   К6   (стр.   19.3),  а  стр.  19.1  этого  Приложения
дополняется расчетной таблицей налога на  доходы  физических  лиц,
полученных как проценты.  Приказ отдельным пунктом регламентировал
ввод его в действие с 01.01.2004г. и никакими нормативно-правовыми
актами не отменен, не изменен и не уточнен.
     Так что рассчитывать на существенные изменения Закона  N  889
( 889-15  )  в  плане  неналогообложения  процентов по депозитам в
2004г. пока не приходится.


 Директор АФ "Аналитик-Профит"                           Леви Е.Б.