Заявление
               лидеров АТЭС по борьбе с терроризмом

                (Лос-Кабос, 26 - 27 октября 2002)


      БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И СОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

     Год назад  на  встрече  в  Шанхае,  вскоре  после трагических
событий 11 сентября 2001 г.,  мы осудили  международный  терроризм
самым   решительным   образом   и   выразили  решимость  укреплять
сотрудничество в борьбе с терроризмом.  За  прошедший  год  многое
было  сделано.  Однако  гораздо  больше  еще предстоит сделать,  и
сегодня мы заявляем о нашей  твердой  приверженности  принять  как
можно  скорее  конкретные  дополнительные  меры,  необходимые  для
полной реализации принципов, которые мы зафиксировали в Шанхайском
антитеррористическом заявлении ( 998_134 ).

     Недавние террористические  акты  на о.  Бали,  Индонезия,  12
октября 2002 г.,  напоминают о жестокости терроризма и  глобальных
императивах  противодействовать  этой  угрозе  и  бороться  с ней,
откуда бы она ни  исходила.  Мы  осуждаем  это  массовое  убийство
невинных людей, большинство из которых были гражданами Индонезии и
Австралии, и выражаем наши глубочайшие соболезнования жертвам и их
семьям.

     Терроризм является  прямым  вызовом  целям  АТЭС  по созданию
свободных,  открытых и процветающих экономик и попыткой  подорвать
основополагающие ценности членов Форума. Мы преисполнены решимости
ускорить   достижение   антитеррористических   целей   и    задач,
поставленных в Шанхае в прошлом году.

                      ПРОГРЕСС ПОСЛЕ ШАНХАЯ

     В прошлом  году  мы  обещали  укрепить сотрудничество на всех
уровнях в борьбе с  терроризмом  всеобъемлющим  образом  и  строго
выполнять наши обязательства, взятые в рамках ООН. После Шанхая мы
сделали  значительный   прогресс,   действуя   индивидуально,   на
двусторонней  основе,  на региональном и глобальном уровнях с тем,
чтобы  выполнить  наши  обязательства  в  рамках  ООН,  разгромить
террористические группы и пресечь финансирование терроризма.

     Мы претворяем    в    жизнь   меры,   которые   предусмотрены
соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН, и налаживаем
юридические  и регулирующие механизмы в целях выполнения Резолюции
1373 ( 995_854 ).

     Каждая из  наших  экономик  подписала  и  ратифицировала  или
приступает    к    ратификации   Конвенции   ООН   по   пресечению
финансирования терроризма ( 995_518 ).

     Мы создали и усовершенствовали субрегиональные и региональные
антитеррористические   механизмы,   существенно   увеличив   обмен
информацией  между  представителями  правовых  и  разведывательных
служб.

     Мы повысили  безопасность  крупнейших  портов  и аэропортов в
регионе.

     Совместными усилиями мы ведем  работу  в  АТЭС  по  внедрению
более  эффективной  системы  проверки  багажа  во  всех аэропортах
региона,  улучшению   координации   между   службами   иммиграции,
реализации новых стандартов компьютерной безопасности, продвижению
инициативы по энергетической безопасности в  целях  предотвращения
нарушений   поставок   энергии   на   рынки,  а  также  укреплению
сотрудничества в области борьбы с пиратством.

           СОВМЕСТНАЯ ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПОЛНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
             АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ,
                        ПРИНЯТОГО В ШАНХАЕ
                           ( 998_134 )

     Эти меры внесли важный вклад в дело борьбы против глобального
террора.  Но  необходимо  сделать еще больше.  По мере наращивания
усилий в борьбе против  терроризма  экономики  АТЭС  должны  также
двигаться  вперед  в  целях  содействия  всемирному экономическому
росту и извлечения всеми людьми выгод,  представляемых глобальными
рынками.

     Следовательно, мы   должны   обеспечить  экономический  рост,
одновременно  защищая  наши  границы  и  ведя  поиск  новых  путей
обеспечения    безопасности   ключевых   элементов   экономической
инфраструктуры от возможных терактов.

     Таким образом,   мы,   лидеры   АТЭС,   решили   осуществлять
совместные   дополнительные   действия   в  целях  полномасштабной
реализации взятых на себя в Шанхае обязательств.  Мы  стремимся  к
обеспечению основных систем инфраструктуры Тихоокеанского кольца в
области торговли,  финансов  и  информационных  систем  с  помощью
следующих мер:

        I. Укрепление безопасности торговли в регионе АТЭС

     На долю АТЭС приходится 60%  ВВП и половина мировой торговли.
Большинство мировых крупнейших аэропортов мира,  включая аэропорты
с  наибольшей  нагрузкой,  находятся  в экономиках АТЭС.  Мы будем
совместно работать в целях обеспечения безопасности потока товаров
и людей посредством следующих мер:

     а) Обеспечение безопасности грузовых перевозок:

        - скорейшее  введение  режима безопасности контейнеров для
обеспечения их целостности при перевозках,  выявления  и  проверки
контейнеров высокой степени риска, а также максимально оперативной
электронной  передачи   упреждающей   информации   о   перевозимых
контейнерах   в   таможенные,   портовые  службы  и  администрации
судоходства  (учитывая   задачи   облегчения   условий   легальной
торговли);

        - внедрение к 2005 году, где это возможно, разрабатываемых
Всемирной таможенной  организацией  общих  стандартов  электронной
передачи таможенной информации,  позволяющих передавать сведения о
грузах высокой степени риска и способствующих облегчению торговли;

        - оказание содействия частному сектору в адаптации к новым
стандартам обеспечения безопасности при перевозке товаров.

     б) Обеспечение безопасности международных морских перевозок:

        - содействие  введению обязательного требования наличия на
судах и в портах планов обеспечения безопасности к июлю 2004 года,
а  также  установки  автоматических  систем идентификации на судах
определенного класса к декабрю 2004 года;

        - углубление сотрудничества между рабочими органами АТЭС и
другими организациями по вопросам борьбы с пиратством в регионе.

     в) Обеспечение    безопасности    международного   воздушного
сообщения:

        - повышение безопасности пассажиров и экипажа на воздушном
транспорте путем введения как можно скорее,  в любом случае к 2005
году,  во  всех  главных  аэропортах   стран-членов   АТЭС   новой
высокоэффективной   системы   проверки   багажа  с  использованием
специального оборудования,  укрепления к апрелю 2003 года, где это
возможно,  дверей  пилотской  кабины на пассажирских самолетах,  а
также поддержки системы  обязательных  проверок  ИКАО  авиационной
безопасности;

        - усиление  безопасности  воздушных перевозок грузов путем
содействия принятию руководящих принципов,  разрабатываемых ИКАО и
Международной ассоциацией воздушного транспорта.

     г) Обеспечение безопасности передвижения людей:

        - скорейшее  введение общего глобального стандарта сбора и
передачи упреждающей информации о движении пассажиров, основанного
на системе EDIFACT;

        - внедрение    разрабатываемых    ИКАО   и   Международной
организацией по стандартам норм применения биометрии в  процедурах
въезда,  и  там,  где  это  возможно,  выезда,  а  также проездных
документах;

        - обеспечение  наивысшей   профессиональной   этики   всех
должностных лиц пограничных и иммиграционных служб.

             II. Пресечение финансирования терроризма

     Мы будем  совместно  работать  в целях предотвращения доступа
террористов  к   международной   финансовой   системе,   а   также
использования   информации  о  денежных  потоках  для  определения
местонахождения и ареста террористов с помощью следующих мер:

     а) Полная реализация резолюций  ООН  и  других  международных
инструментов:

        - ратификация   Международной   конвенции   по  пресечению
финансирования терроризма ( 995_518 ) к октябрю 2003 года;

        - своевременная  реализация  всех   необходимых   мер   по
предотвращению    доступа   террористов   и   их   сторонников   к
международной  финансовой  системе,  как указано в Резолюциях 1373
( 995_854 ) и 1390 Совета Безопасности ООН ( 995_956 ).  Эти  меры
включают:

        эффективную блокировку финансовых активов террористов,

        отнесение финансирования  терроризма  к разряду преступных
действий,

        активизацию усилий   по    расследованию    и    судебному
преследованию лиц,  участвующих в отмывании денег и финансировании
террористов,

        осуществление мер  превентивного   характера   по   защите
целостности  финансовой  системы  путем  регулирования  и контроля
финансового сектора в соответствии с международными стандартами,

        совместное определение    целей    в    соответствии     с
региональными интересами;

        - поддержка  реализации  восьми  специальных  рекомендаций
ФАТФ по пресечению финансирования терроризма ( 835_001 ), принятие
обязательств   по  скорейшей  реализации  указанных  рекомендаций,
призыв к МВФ и Всемирному банку  приступить  во  взаимодействии  с
ФАТФ   к  комплексной  и  всеобъемлющей  оценке  усилий  стран  по
реализации  этих  рекомендаций,  а  также  определению  сфер,  где
необходимо техническое содействие.

     б) Совершенствование   процесса   мониторинга  альтернативных
систем денежных переводов и некоммерческих структур:

        - поддержка работы должностных лиц и региональных  органов
АТЭС  финансовой  сферы,  участвующих  в  альтернативных  системах
денежных переводов,  включая аккумулирование  передового  опыта  в
сфере пресечения использования террористами этих систем;

        - защита некоммерческих организаций и лиц,  осуществляющих
благонамеренную  благотворительную  деятельность,  от   нецелевого
использования их денежных средств спонсорами террористов,  а также
одобрение  недавно  объявленной   ФАТФ   передовой   практики   по
предотвращению       использования       террористами      средств
благотворительных институтов.

     в) Укрепление  правоохранительных  органов   и   регулирующих
функций:

        - создание к октябрю 2003 года финансовой разведывательной
службы,  содействие  обмену  информацией   с   другими   подобными
органами;

        - поддержка   инициатив   частного   сектора,   таких  как
Заявление Вольфсберга по пресечению финансирования  терроризма,  а
также  поощрение  сотрудничества  между  финансовыми институтами и
правительствами.

            III. Обеспечение компьютерной безопасности

     Граждане экономик АТЭС составляют в настоящее время  половину
общего  количества  пользователей  сети  Интернет.  В  обеспечении
надежности  глобальной  коммуникационной  системы  крайне   важным
является  обеспечение максимальной надежности каждого ее элемента,
и мы совместно выражаем приверженность:

     - введению в действие  к  октябрю  2003  года  всеобъемлющего
набора   законодательных   актов   по   обеспечению   компьютерной
безопасности   и   борьбе   с   преступлениями   в   этой   сфере,
соответствующего   международным  соглашениям,  включая  Резолюцию
Генеральной Ассамблеи ООН 55/63 (2000 г.) и Конвенцию по борьбе  с
преступлениями в компьютерной сфере (2001 г.);

     - создание  к  октябрю  2003  года государственных органов по
борьбе  с  компьютерными  преступлениями,  а  также  международных
высокотехнологичных органов;

     - организация  к  октябрю  2003  года  институтов  по  обмену
данными в области оценки опасности и уязвимости (такие, как группы
по  реагированию  на  чрезвычайные ситуации в области компьютерной
безопасности).

     Мы также  призываем  к  более  тесному  сотрудничеству  между
правоохранительными   органами   и   деловыми   кругами   в  сфере
обеспечения информационной безопасности и  борьбы  с  компьютерной
преступностью.

             IV. Реализация и наращивание потенциала

     Формирование более   безопасной   и   эффективной  глобальной
экономической системы в регионе АТЭС является масштабной  задачей,
от успеха реализации которой напрямую зависит мир и процветание на
нашей  планете.  Достижение  этих   целей   потребует   укрепления
сотрудничества,   создания   новых   процедур   и  более  широкого
использования передовых технологий.

     С учетом уже имеющегося значительного опыта подготовки кадров
и  других сопутствующих мер в сфере борьбы с терроризмом в регионе
АТЭС мы:

     - приветствуем новые решения  членов  АТЭС  и  далее  вносить
вклад в дело наращивания потенциала;

     - положительно   оцениваем   предпринимаемые   международными
финансовыми  институтами  усилия  по  борьбе   с   терроризмом   в
экономиках  и  призываем  их к дальнейшей энергичной работе в этом
направлении;

     - поощряем партнерство между частным сектором  и  экономиками
АТЭС в целях выработки мер по обеспечению безопасности торговли; и

     - отмечаем,  что  наращивание  потенциала  по противодействию
терроризму в рамках АТЭС должно идти в ногу со временем.