Со своим уставом - в "упрощенный" ряд

------------------------------------------------------------------

    Известно, что единый налог давно уже стал костью в горле нашей
налоговой  службы {1}. Как только  не  изощряются  разнокалиберные
работники сего почтенного ведомства в толковании упрощенной систе-
мы  налогообложения, чего только  не  придумывают,  чтобы  учинить
надругательство над самой идеей "единоналожия"!  Сейчас,  кажется,
основные силы в  этой  необъявленной  войне  сосредоточиваются  на
дальних подступах: делается все возможное, дабы  воспрепятствовать
пополнению рядов "единоналожников" за счет новобранцев.
    Ознакомим читателей с последней находкой налоговиков  на  этом
неприглядном поприще.
    Трудно сказать, кому именно в налоговой пришла в  голову  идея
при рассмотрении вопроса о выдаче свидетельства плательщика едино-
го налога просматривать уставы претендентов. Скорее всего, инициа-
тива исходила с мест.  Если "вказивка" и была спущена  сверху,  то
состоялось это втихаря, неофициально.  Во всяком случае на  сегод-
няшний день Мы не знаем о существовании каких-либо  документов  по
этому поводу. {2}
    Сам  приемчик  в общем-то бесхитростен.  Налоговики  здесь ис-
пользуют просчеты  тех стряпчих, которые  занимаются  регистрацией 
предприятий.  Не секрет, что эти, с  позволения  сказать,  юристы,
поставив регистрацию на поток, применяют шаблонные "рыбки" учреди-
тельных документов.  Как правило, там "забивается" максимум  видов
деятельности, которыми может заниматься предприятие. Расчет прост:
в случае перепрофилирования предприятие избавлено от  предъявления
ему претензий по поводу того, что новая деятельность не отражена в
уставе {3}.
    И поcкольку при  перечислении  того,  что  является  предметом
деятельности предприятия, фантазиям "регистраторов"  нет  предела,
там, разумеется, зачастую фигурирует запрещенный "единоналожникам"
бартер (ст. 1 Указа № 746/99). Цепляясь за такое упоминание в  ус-
таве, налоговики предлагают претендентам на "единоналожие"  внести
в него изменения.4 Но так как наши  предприниматели  всё  привыкли
делать в последний момент, а исполкомовско-регистраторская система
страдает хронической нерасторопностью, то  многие  не  успевают  к
сроку внести требуемые корректировки в свои учредительные докумен-
ты.
    Ну а очень желающие стать упрощенцами могут ускорить процедуру
регистрации изменений.  За соответствующую плату, конечно. Тут как
тут обнаруживается пронырливая юридическая фирмочка,  готовая   по
сходной цене {5} оказать  услугу  экспрессрегистрации.  И  юристам
хорошо  ("подбились надурняк"), и чиновникам неплохо (в бюджет де-
нежка капнула {6}). Уложившийся же в срок претендент будет  просто
счастлив.
    Что можно порекомендовать в такой ситуации?
    Во-первых, по нашему мнению, указанные требования  налоговиков
абсолютно  незаконны.  Строго  говоря, при выполнении  всех  усло-
вий  Указа  № 746/99 ( 746/98 ) (своевременная  подача  заявления, 
удовлетворение  стоимостному  и  количестве  нному  критериям СМП) 
крыть налоговикам нечем.
    Чтобы  быть упрощенцем, важно  фактически не осуществлять бар-
терных  операций  в период  пребывания  в "единоналожной" системе. 
При  этом содержание  устава  не имеет  никакого  значения.  Ведь, 
скажем, со следующего  квартала предприятие может вернуться в лоно  
традиционной налогообдираловки, и тогда будет законно  товарообме-
ниваться.
    Уж простите за парафраз, но "упрощенна" приходит и  уходит,  а
устав пишется навсегда.
    Так что смелым мы советовали бы пропускать мимо ушей  все  эти
псевдоюридические  словеса  и  подавать  заявления  на   получение
ЕН-свидетельств.  А там  посмотрим, хватит ли у  налоговиков  духу
официально отказать в регистрации, руководствуясь столь сомнитель-
ными правовыми посылками.
    В  конце  концов,  если налоговики  захотят,  пусть  попробуют
подать иск в суд о признании учредительных  документов  недействи-
тельными  в  определенной  части.  Арбитражный  суд  в  г.  Киеве, 
например,  отказывает  налоговикам  в праве  обращаться  с  такими 
исками (см. "Бухгалтерскую  газету" № 52'2000,  с. 8-9).  Но  даже 
если такое состоится,  то  на упрощенное  налогообложение это  все  
равно никак повлиять не должно.
    Во-вторых, тем, кто только начинает свою юрликую деятельность,
имеет смысл присмотреться к содержанию своих  учредительных  доку-
ментов.  Во избежание  вышеописанных катаклизмов сейчас и  впредь,
наверное, целесообразно  ограничиться  в своем  уставе  краткой и
емкой  фразой  типа "предметом  деятельности предприятия  являются
производство и реализация продукции и товаров, предоставление  ус-
луг, выполнение работ, а также другая деятельность в  соответствии
с действующим  законодательством  с целью  получения  прибыли".  И
нечего сочинять что попало. {7}  Краткость - сестра таланта и мать
беспроблемности.


    {1} Пуще  единого налога злят  фискалов разве  что  совсем  уж
"офшорные" спецпатенты.
    {2} Кроме, может быть,  письма  начальника  ГНИ  в  Червоноза-
водском районе г.  Харькова, опубликованного в "Бизнесе" № 51/2000
на с. 68.
    {3} Оговоримся сразу, что такие претензии изначально  являются
надуманными, ибо согласно ст. 3 Закона "О предпринимательстве"
    "предприниматели имеют право без ограничений принимать решения
и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не  противореча-
щую действующему законодательству".
    Да  и  ВАС  в  этом  вопросе  тоже  настроен  либерально. В п. 
12  разъяснения  ВАС  от  12.03.99 г.  № 02-5/111  ( v_111800-99 )  
"О  некоторых  вопросах практики  разрешения споров,  связанных  с 
признанием  сделок  недействительными" (см. "Бухгалтерскую газету" 
№ 13'99, с. 12) сказано,  что  круг сделок  предприятия  не  может  
ограничиваться каким-либо исчерпывающим перечнем.
    {4} Кстати, подобные претензии возникают и к тем, кто в  своем
уставе упомянул валютный обмен, игорный бизнес и всяческие  финан-
сово-кредитные операции.  При этом налоговики используют еще более
"левую" аргументацию.  Они ссылаются то на ст. 2 Закона о  господ-
держке малого предпринимательства, которая непосредственного отно-
шения к определению плательщика единого налога не имеет, а то и на
письмо  ГНАУ  от  08.12.99 г.  № 18453/7/15-1317  ( v8453225-99 ), 
которое запрещало игорному бизнесу переходить на единый налог.
    {5} В  некоторых  районах  Харькова,  например, это обходится, 
говорят, где-то в 200 грн.
    {6} Напомним, что в соответствии с п. 6 Постановления  КМУ  от
25.05.98 г. № 740 ( 740-98-п ) за регистрацию изменений в учреддо-
кументы  взимается 30% регистрационного  сбора,  который,  в  свою
очередь, составляет 7 необлагаемых минимумов при  обычном  (пятид-
невном) прохождении документов и 21 необлагаемый минимум при уско-
ренном (однодневном).
    {7}  Правда,  иногда  на  практике  встречается  необходимость
конкретизировать виды деятельности, но виды расчетов в любом  слу-
чае указывать не нужно.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 01/01, стр. 18
[01.01.2001]
Иван Чалый

------------------------------------------------------------------