Административный порядок обжалования решений органов
                  государственной налоговой службы

------------------------------------------------------------------

    Законом Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III "О порядке погаше-
ния обязательств  налогоплательщиков перед  бюджетами и государст-
венными  целевыми фондами" ( 2181-14 ) на  законодательном  уровне
урегулированы обжалования в административном порядке решений орга-
нов государственной налоговой  службы.  Механизм  реализации  норм
указанного Закона по обжалованию решений налоговых органов предус-
мотрен Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогопла-
тельщиков органами государственной налоговой службы,  утвержденным
приказом ГНА Украины от 02.03.2001 г. № 82 (зарегистрирован Минюс-
том Украины 15.03.2001 г. под № 238/5429 ( z0238-01 ) и  внесен  в
Единый государственный реестр нормативных актов с присвоением  ему
регистрационного кода 18145/2001 {1}).
    Нормы статьи 5 вышеуказанного Закона Украины и Положения о по-
рядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами  го-
сударственной налоговой службы  распространяются  на  рассмотрение
жалоб налогоплательщиков по определению налоговых  обязательств  и
решений, принятых органами государственной налоговой службы, начи-
ная с 1 апреля 2001 года, и регламентируют сроки и процедуры пода-
чи жалоб налогоплательщиками и рассмотрения жалоб  органами  госу-
дарственной налоговой службы.  Предусмотрено, что первичная жалоба
будет рассматриваться органом  государственной  налоговой  службы,
который, по мнению налогоплательщика, неправильно определил  сумму
налогового обязательства или  принял  какое-либо  другое  решение,
противоречащее законодательству по  вопросам  налогообложения  или
выходит за пределы его компетенции, установленной  законом.  Нало-
гоплательщик имеет право обратиться в орган государственной  нало-
говой службы, налоговое уведомление или решение которого обжалует-
ся, с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в пись-
менной форме и может сопровождаться документами, расчетами и дока-
зательствами, которые  налогоплательщик считает  необходимым пред-
ставить.
    Жалоба в письменной форме подается в орган государственной на-
логовой службы в течение десяти  календарных  дней,  следующих  за
днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или  дру-
гого решения органа государственной налоговой службы.
    Если в соответствии с Законом орган государственной  налоговой
службы самостоятельно определяет налоговое обязательство  налогоп-
лательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового зако-
нодательства, такой налогоплательщик имеет право на административ-
ное обжалование решений органа государственной налоговой службы  в
течение 30 календарных дней со дня получения налогового  уведомле-
ния или ответа органа государственной налоговой службы  на  жалобу
вместо 10-дневного срока.
    Положением  предусмотрены   требования  по  оформлению  жалобы
(заявления), а именно в жалобе (заявлении) предстоит указать:
    фамилию, имя, отчество, местожительство  физического  лица,  а
для юридического лица - его наименование, местонахождение;
    наименование органа государственной налоговой службы,  которым
выдано налоговое уведомление или обжалуемое решение, дата и номер;
    суть затронутого вопроса, просьба или требование;
    о представлении или непредставлении искового заявления  в  суд
(арбитражный суд) о признании недействительным налогового  уведом-
ления или решения органа государственной налоговой службы.
    Жалоба (заявление) должна быть изложена  в  письменной  форме,
подписана физическим лицом или уполномоченным на это лицом, а  для
юридического лица - руководителем или представителем  юридического
лица, скреплена печатью юридического лица и прислана в орган госу-
дарственной налоговой службы по почте или передана физическим  или
юридическим лицом через представителя.  Если жалоба (заявление)  в
интересах физического или юридического лица подается ее представи-
телем, то к жалобе (заявлению) прилагается копия доверенности (по-
ручения), оформленной в соответствии с  требованиями  действующего
законодательства.
    Жалоба (заявление), оформленная без соблюдения  этих  требова-
ний, что не позволяет  рассмотреть  жалобу  (заявление)  по  сути,
возвращается лицу, подавшему ее, с соответствующими  разъяснениями
не позднее пяти дней со дня получения такой жалобы (заявления).
    Если вопросы, затронутые в жалобе (заявлении), полученной  ор-
ганом государственной налоговой службы, не входят в  его  полномо-
чия, то такая жалоба (заявление) в срок не более пяти дней пересы-
лается по принадлежности в соответствующий орган или  должностному
лицу, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу (заявление).
    Также не подлежат рассмотрению органами государственной  нало-
говой службы жалобы, поданные с нарушением предусмотренных Законом
сроков. Предельные сроки подачи заявления о пересмотре решения на-
логового органа продлеваются руководителем налогового органа  (или
его заместителем) при наличии оснований, предусмотренных  п.  15.4
ст. 15 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогопла-
тельщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами",  в
соответствии с Порядком применения норм п. 15.4 статьи  15  Закона
Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед
бюджетами и государственными целевыми фондами", утвержденным  при-
казом ГНА Украины от 19.03.2001 г. № 113 (зарегистрирован Минюстом
Украины 28.03.2001 г. под № 284/5475 ( z0284-01 ) {2}).
    В случае если орган государственной налоговой службы присылает
налогоплательщику решение о полном или частичном  неудовлетворении
его жалобы, такой налогоплательщик имеет право обратиться в  тече-
ние 10 календарных дней, следующих за  днем  получения  ответа,  с
повторной жалобой в орган государственной налоговой службы высшего
уровня, а при повторном полном или частичном неудовлетворении  жа-
лобы - в орган государственной налоговой службы высшего  уровня  с
соблюдением указанного 10-дневного срока для каждого случая  обжа-
лования и указанного 20-дневного срока для ответа на него.
    Руководитель органа государственной налоговой службы (или  его
заместитель) может принять решение о продлении сроков рассмотрения
налоговым органом жалобы налогоплательщика, но не более 60 дней. О
продлении сроков рассмотрения  жалобы орган государственной  нало-
говой службы  обязан уведомить налогоплательщика  до окончания 20-
дневного срока.
    Если мотивированное решение по жалобе  (заявлению)  налогопла-
тельщика не присылается налогоплательщику  в  течение  20-дневного
срока или в течение срока, продленного по решению руководителя ор-
гана государственной налоговой службы (или его заместителя), такая
жалоба (заявление) считается полностью  удовлетворенной  в  пользу
налогоплательщика со дня, следующего за последним  днем  указанных
сроков. Жалоба (заявление) считается также полностью удовлетворен-
ной в пользу налогоплательщика, если решение  руководителя  органа
государственной налоговой службы (или его заместителя) о продлении
сроков ее рассмотрения не было прислано налогоплательщику до окон-
чания 20-дневного срока.
    Жалоба в письменной форме может подаваться на имя руководителя
органа государственной налоговой службы высшего уровня в орган го-
сударственной налоговой службы, решение которого  обжалуется,  или
непосредственно в орган  государственной налоговой службы  высшего
уровня. О подаче повторной  жалобы  непосредственно в  орган госу-
дарственной налоговой службы высшего уровня налогоплательщик  обя-
зан одновременно уведомить орган государственной налоговой службы,
рассматривавший первичную жалобу (по месту постановки на учет  на-
логоплательщика).
    Следует отметить, что  подача  повторной  жалобы  через  госу-
дарственную налоговую инспекцию, рассматривавшую первичную жалобу,
предоставит возможность сэкономить  денежные  средства  налогопла-
тельщику и реализовать нормы Закона по приостановке выполнения ре-
шения налогового органа.
    При этом государственная налоговая инспекция  (администрация),
налоговое уведомление о суммах налоговых обязательств или  решение
которой обжалуется, обязана вместе с повторной жалобой  налогопла-
тельщика непосредственно прислать в орган государственной  налого-
вой службы высшего уровня документы, указанные  в  пп.  5.3  п.  5
Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков
органами государственной налоговой службы.
    С целью улучшения организации работы и обеспечения своевремен-
ного и качественного рассмотрения жалоб  налогоплательщиков  Госу-
дарственная налоговая администрация Украины, исходя из норм Закона
Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" и других  норматив-
но-правовых актов, подготовила и письмом от 30.03.2001 г.  № 4173/
7/25-0017 отправила в налоговые органы для использования в практи-
ческой работе  Методические  рекомендации о порядке  подачи и рас-
смотрения жалоб (апелляций) налогоплательщиков органами государст-
венной налоговой службы, которыми  предусмотрены обязанности долж-
ностных лиц органов государственной налоговой службы по рассмотре-
нию жалоб налогоплательщиков.
    Требования вышеуказанных  Закона, Положения и Методических ре-
комендаций  подробно  рассмотрены на  семинарах,  проведенных  ГНА
Украины с руководителями региональных налоговых органов  и  струк-
турных подразделений, в частности  апелляций,  налогового  аудита,
принудительного взыскания налоговой задолженности, правового обес-
печения.
    Органы государственной налоговой службы при рассмотрении жало-
бы (заявления) физического или юридического лица обязаны:
    по требованию  лица, направившего  жалобу (заявление), разъяс-
нять лицу его права и обязанности;
    объективно, всесторонне и своевременно проверять суть затрону-
того в жалобе (заявлении) вопроса;
    неотложно принимать  меры по прекращению  неправомерных дейст-
вий;
    выявлять и устранять  причины и  условия, способствовавшие со-
действию нарушениям;
    письменно сообщать лицу о  результатах  рассмотрения его жало-
бы (заявления) и предоставлять в соответствующих случаях экземпляр
решения, принятого по рассмотрению жалобы (заявления);
    по требованию  лица, направившего  жалобу (заявление), разъяс-
нять ему в письменной форме  решение, принятое по рассмотрению жа-
лобы (заявления);
    прислать  решение, принятое  по рассмотрению  жалобы  (заявле-
ния), в орган государственной налоговой службы, решение или поста-
новление которого было обжаловано, для  выполнения;
    не допускать безосновательной передачи  жалоб  (заявлений)  на
рассмотрение другим органам;
    в случае признания жалобы (заявления)  необоснованной  или  не
подлежащей рассмотрению органом государственной  налоговой  службы
разъяснить лицу, подавшему жалобу (заявление), порядок администра-
тивного и судебного обжалования принятых решений;
    проводить массово-разъяснительную  работу среди налогоплатель-
щиков об установленном законодательством порядке обжалования реше-
ний органов государственной налоговой службы;
    организовывать и проверять в подчиненных органах государствен-
ной налоговой службы состояние работы по рассмотрению жалоб (заяв-
лений) налогоплательщиков на решения органов государственной нало-
говой службы, принимать меры по устранению недостатков  и  наруше-
ний, систематически анализировать и информировать общественность о
поступлении и результатах рассмотрения жалоб (заявлений).
    В соответствии с требованиями Закона Украины "О порядке  пога-
шения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государст-
венными целевыми фондами" ( z0284-01 ) ГНА  Украины с целью реали-
зации отдельных его статей разработала и зарегистрировала в Минюс-
те Украины ряд нормативно-правовых актов, направленных на правовое
урегулирование налоговых отношений, соблюдение  положений  которых
будет способствовать повышению уровней налоговой культуры и добро-
вольной уплаты надлежащих бюджетам и государственным целевым  фон-
дам платежей для решения экономических и социальных задач.

{1} Текст Положения см. в "Вестнике" № 11/2001, с. 58
{2} Текст Положения см. в "Вестнике" № 13/2001, с. 15


------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№16/01, стр. 17
[01.04.2001]
Иван Лонюк
Начальник Главного управления апелляций ГНА Украины
------------------------------------------------------------------