Старая добрая картотека... О новых наказаниях за несвоевременную 
                          уплату налогов

------------------------------------------------------------------

    И снова обратимся к Закону "О порядке  погашения  обязательств
 плательщиков налогов перед бюджетами и государственными  целевыми
фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон).
    Поговорим об отмене картотеки.  Сие  эпохальное  событие,  как
известно, прошло в сопровождении не  менее эпохальных  перемен  по
части штрафов и  пени.  Как  это  все  отразится  на  деятельности
предприятий? Начнем со штрафов.
    В Законе штрафным санкциям (они же штрафы)  посвящена  ст.  17
(определение штрафов - см. в п. 1.5).  Причем из п. 1.3 Закона вы-
текает, что штрафы - наряду  с  пеней  и  самим  налоговым  обяза-
тельством - входят в состав "налогового долга (недоимки)".
    Раньше,  до 1  апреля, какая-нибудь заводская  главбушка Марфа
Наумовна, когда  наступал срок  уплаты  налогов-сборов, не позднее
установленных дней исправно относила в свой банк платежки и стави-
ла их в картотеку, где они и "висели", пока на счете не появлялись
деньги, которыми эти долги гасились.  Подходили новые сроки -  все
повторялось снова.  Максимум, что грозило тогда  предприятию,- так
это 10%-ная санкция, да и то лишь в том несчастном  случае,  когда
Марфа Наумовна забывала вовремя выставить в банк платежку или выс-
тавляла, но в меньшей сумме (тогда 10% "накручивались" на недовыс-
тавленную сумму). Ну и, конечно, пеня (это уж "дело святое").
    Теперь же,  если  у  заводика  на  дату  уплаты налогов-сборов
деньжата на счете не водятся (или даже водятся, но отправлять их в
бюджет Марфа  Наумовна по  какой-то  причине  не  спешит),  каждая
просроченная гривня в соответствии с п/п. 17.1.7 Закона постепенно
будет набирать вес и к исходу третьего месяца (на 91-й день) прев-
ратится в 1 грн. 50 коп.  Существенная  разница - по  сравнению  с
прежними ("допервоапрельскими") 1 грн. 10  коп.  (в  самом  худшем
случае)!
    Такие вот "радости" принесла нам отмена картотеки.
    Конечно,  теперь  предприятие  вроде  бы  может  распоряжаться
деньгами по своему усмотрению, а не отдавать все  подчистую держа-
ве. Однако послабление это представляется нам откровенной фикцией,
причем  не только в связи со штрафами.  Государство ведь  имеет  и
другие, более серьезные рычаги для "извлечения" налогов  из  нало-
гоплательщиков: налоговый залог, админарест активов и т.д. Кстати,
не исключено, что подобные задержки налогов соответствующие органы
попытаются квалифицировать, как злоупотребление должностным  поло-
жением  в виде умышленной  несвоевременной уплаты налогов.  А  это
уже - уголовная ответственность по ст. 165 УК (см. п. 4  Постанов-
ления Пленума Верховного Суда Украины от 26.03.99 г. № 5 "О  неко-
торых  вопросах применения законодательства об ответственности  за
уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей"
в "Бухгалтере" № 12'99 на с. 17).  Но этих и других "рычагов" мы в
данной статье касаться не будем.
    Нормы п/п. 17.1.7 Закона продублированы в п/п. 6.7.7  Инструк-
ции о порядке применения и взыскания  сумм  штрафных  (финансовых)
санкций органами государственной  налоговой  службы,  утвержденной
приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110 и зарегистрированной в Минюс-
те  23.03.2001 г.  за  №  268/5459 ( z0268-01 )  (далее - Штрафная
инструкция). Указанный подпункт предусматривает при задержке упла-
ты  согласованного налогового  обязательства (СНО) на  срок до  30
календарных  дней  применение 10%-ного  штрафа  от суммы СНО,  при
задержке от 11 до 90 календарных дней - 20%-ного,  а начиная с 91-
го дня - 50%-ного.
    И кое-где на местах налоговики уже начали  требовать  от долж-
ников сразу при просрочке уплаты СНО  самостоятельно  начислять  и
уплачивать  эти штрафы в  бюджет.  По  этому  поводу  отметим, что
выписывает штрафы, то есть принимает  решение  об  их  применении,
налоговый или другой контролирующий орган.  Это  прямо вытекает из
второго абзаца п. 17.1 Закона:
    "Штрафные санкции  налагаются  контролирующими  органами, а  в
случае, предусмотренном пунктом 17.2  настоящей  статьи {1}, само-
стоятельно начисляются и уплачиваются плательщиком налогов".
    Поэтому налоговики в данном вопросе  должны  руководствоваться
нормами упомянутой Штрафной инструкции.  То есть  в  общем  случае
плательщик сам себе штрафы не  начисляет и  самостоятельно  их  не
уплачивает.  Начисленный штраф становится налоговым долгом  только
при неуплате его через 10 дней после вынесения налоговиками  реше-
ния о его применении (для штрафов за несвоевременность оно состав-
ляется по форме приложения 2 к Штрафной инструкции).  Так  что  до
получения решения ГНИ самостоятельно штрафы не платите, в  налого-
вый долг их не включайте и пеню на них раньше времени не начисляй-
те. Пусть все будет по Закону. Да и вообще, не отбирайте у налого-
виков их работу!
    Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание.  В
п/п. 17.1.7 говорится, что плательщик уплачивает "один из  указан-
ных в настоящем подпункте штрафов  в соответствии  с общим  сроком
задержки независимо от того, были применены штрафы, определенные в
подпунктах 17.1.1 - 17.1.6 настоящего пункта, или нет".
    Как мы понимаем эту норму?
    Во-первых, если к вам уже применили 10%-ный или 20%-ный штраф,
а вы по истечении 90 дней все-таки не уплатили СНО,  то  очередной
штраф налоговики выпишут вам не на 50%,  а только на  "оставшиеся"
40% или 30% соответственно. В случае перехода с 10%-ного штрафа на
20%-ный должен соблюдаться аналогичный подход, то есть уже "оштра-
фованная" сумма СНО, которая осталась неуплаченной,  должна "штра-
фоваться" на разницу в ставках (20% - 10% = 10%).
    Обращаем также внимание на тот факт, что под упомянутые 10-20-
50%-ные штрафы  попадает  именно  сумма согласованного  налогового
обязательства - СНО, а не сумма налогового долга (который, как уже
говорилось, включает в себя и штрафы, и пеню). А то, чего доброго,
налоговики начнут "крутить" последующие штрафы не только  на  СНО,
но и на предыдущие начисленные плательщику штрафы.
    Во-вторых, как видно из  приведенной  цитаты,  эти  штрафы  за
несвоевременность применяются, даже если налоговики за то же самое
налоговое обязательство уже "одарили" вас другими  штрафами,  пре-
дусмотренными в п/п. 17.1.1 - 17.1.6.
    К примеру, вы согласно п/п. 17.1.3  Закона  уже  схлопотали по
акту штраф в размере 25% от суммы доначисленного налогового   обя-
зательства. Затем, если вы не уплатили это обязательство в течение
10 дней  с даты  получения  решения  по акту {2} - то есть  с того
момента, когда доначисленное по акту налоговое обязательство стало
согласованным, - у вас появился налоговый долг и налоговики смогут
применить упомянутые санкции за несвоевременность из п/п. 17.1.7.
    Но опять же эти  санкции  должны  "крутиться"  только на сумму
СНО, а не на всю сумму налогового долга, возникшую по итогам  акта
и включающую в себя в нашем примере кроме СНО еще и 25%-ный  штраф
(по п/п. 17.1.3) с пеней.  Самый серьезный -  двукратный  -  штраф
предусмотрен в п/п. 17.1.9 Закона:
    "В случае если плательщик налогов осуществляет продажу (отчуж-
дение) товаров (продукции) или осуществляет денежные  выплаты  без
предварительного начисления и уплаты налога, сбора  (обязательного
платежа), если в соответствии с законодательством такие начисление
и уплата являются обязательным условием такой продажи (отчуждения)
или выплаты, такой плательщик налогов  уплачивает  штрафе  двойном
размере от суммы обязательства по  такому  налогу,  сбору  (обяза-
тельному платежу)".
    Обратите особое внимание на слова "без предварительного начис-
ления и  уплаты"! То  есть необходимо  выполнить  и  то, и другое,
иначе - штраф.
    По  нашему  мнению, под  двукратный штраф  из этого  подпункта
могут угодить всяческие  разновидности  налога на  прибыль:  налог
на  дивиденды  (п. 7.8 Закона О  Прибыли), налог с  распределяемых
доходов совместной  деятельности  (п. 7.7), (ст. 13), с  выигрышей
(п. 10.2). Кроме того, двукратный штраф грозит подоходному налогу,
сборам в ПФУ, связанным с выплатами гражданам  зарплаты  и  прочих
доходов (причем как в денежной, так и в натуральной форме), а так-
же другим налогам и сборам, если на предприятие законом  возложена
ответственность за их начисление-удержание. Таким образом, отдель-
ные  "околоприбыльные"  штрафы,  а  также  штрафы по подоходному и
пенсионному (которых раньше и вовсе не было) - теперь самые  доро-
гие.
    В связи с этим  напомним, что в  терминах  Закона (см. п. 1.1)
в разряд "плательщиков"  попали не только плательщики как таковые,
но и лица, на которых соответствующими законами возложена  обязан-
ность удерживать налоги и сборы. Поэтому не исключено, что налого-
вики попытаются  в  части  упомянутых  налогов-сборов  параллельно
применять штрафы из п/п. 17.1.9 и, например,  из 17.1.3.  Так  что
будьте предельно осторожны!
    Кстати, штрафы (и пени) по новым соцстраховским взносам  регу-
лируются  соответствующими  соцстраховскими Законами, а не Законом
№ 2181-III (см.  "Бухгалтер"  № 11'2001, с. 44-45,  а  также с. 12
настоящего выпуска).
    На пока - всё. В ближайших номерах "Бухгалтера" мы поговорим о
том, как теперь в свете этого Закона  обстоят  дела с пеней и  как
Марфа Наумовна будет маяться с ее расчетами и платежами.

    {1} В п. 17.2  речь идет  о случае самостоятельного  выявления
плательщиком занижения налогового обязательства.- А. П.
    {2} После 01.10.2001 г.- с даты получения налогового уведомле-
ния.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 12/01, стр. 18
[01.04.2001]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------