Торговля на летних площадках

------------------------------------------------------------------

    С наступлением летнего сезона на улицах города появляется мно-
жество  летних площадок - кафе, баров, закусочных.  Это достаточно
прибыльный бизнес, однако для  того чтобы его основать, необходимо
не только пройти  массу инстанций, но и учесть множество организа-
ционных моментов, которые и будут рассмотрены в данной публикации.
    Для того чтобы перейти к вопросам организации торговли на лет-
них площадках, разберемся сначала, что с позиции  законодательства
следует понимать под термином "летняя площадка".  Для этого  обра-
тимся к Правилам торгового  обслуживания  населения,  утвержденным
постановлением  КМУ  от 08.02.95 г.  № 108 ( 108-95-п ).  Согласно
указанному документу открытыми летними площадками  считаются  ста-
ционарные пункты с количеством мест для  обслуживания 20 человек и
более.  Рабочие места на таких стационарных  пунктах  должны  быть
оборудованы  холодильным,  торгово-технологическим  оборудованием,
иметь электроэнергию, холодную и горячую проточную воду, канализа-
цию.
    Как правило, летние площадки бывают нескольких видов:
    - летние площадки,  которые  эксплуатируются  без  отвода  зе-
мельного участка, с обслуживанием через мелкорозничную сеть;
    - летние площадки, размещенные возле стационарного капитально-
го объекта общественного питания, которые эксплуатируются без про-
ведения строительных работ по принципу дополнительного  увеличения
количества посадочных мест;
    - стационарные летние площадки, построенные на  свободных  зе-
мельных участках с выполнением строительных работ  и  отводом  зе-
мельного участка.

    1. Открытие летней площадки

    Субъекту предпринимательства, который  желает  открыть  летнюю
площадку, следует обратиться в райадминистрацию и получить  разре-
шение на размещение объекта торговли.  Открытие предприятия согла-
совывается  с  архитектурным  управлением,  "сетевыми"  службами -
электриками,  водопроводчиками,  с пожарной  службой,  с  органами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в  установ-
ленном порядке. Кроме того, субъекту предпринимательства необходи-
мо приобрести торговый патент, а если  на  летней  площадке  будет
осуществляться торговля алкоголем и табаком, то  приобрести  соот-
ветствующие лицензии.

    Разрешение на размещение объекта торговли

    Для того чтобы получить разрешение на размещение объекта  тор-
говли, следует обратиться с заявлением в райадминистрацию по месту
расположения такого объекта. Как правило, на летние площадки, раз-
мещенные возле стационарного капитального объекта предприятия  об-
щественного питания по принципу увеличения  количества  посадочных
мест, отдельное разрешение не выдается, а наличие летней  площадки
определяется в разрешении на размещение основного объекта с  обоз-
начением срока его действия.
    За выдачу разрешения на размещение объекта торговли  взимается
соответствующий сбор, установленный декретом КМУ "О местных  нало-
гах и сборах" от 20.05.93 г. № 56-93 ( 56-93 ).
    Предприятия и предприниматели, которые являются  плательщиками
единого налога, при получении  разрешения  на  размещение  объекта
торговли указанный сбор не уплачивают. Освобождение от уплаты сбо-
ра для единоналожников предусмотрено Указом Президента Украины "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и  отчетности  субъектов
малого предпринимательства" в редакции от  28.06.99  г.  №  746/99
( 749/99 ) (далее - Указ № 746).

    Лицензирование

    Если субъект  предпринимательства  планирует  осуществлять  на
летней площадке торговлю алкогольными напитками и табачными  изде-
лиями,  то ему  необходимо  приобрести  соответствующие  лицензии.
Указанные виды деятельности  подлежат лицензированию  согласно За-
кону Украины  "О лицензировании  определенных видов  хозяйственной
деятельности" от 01.06.2000 г. № 1775-III ( 1775-14 ).
    Лицензии на торговлю алкогольными напитками и табачными  изде-
лиями выдаются сроком на три года, плата за их  выдачу  составляет
соответственно 300 и 150 не облагаемых налогом  минимумов  доходов
граждан.
    Указанные  лицензии должны  приобретаться как субъектами пред-
принимательства,  находящимися  на  обычной системе,  так и едино-
наложниками.  Относительно этого вопроса хотелось бы заметить сле-
дующее.
    Указом № 746 предусмотрено, что его  действие  не  распростра-
няется на частных предпринимателей, осуществляющих торговлю  лике-
ро-водочными и табачными изделиями.  По  сути  это  означает,  что
частный предприниматель - единоналожник не может торговать ни  та-
баком, ни ликероводочными изделиями. Однако при этом следует иметь
в виду, что понятие "ликеро-водочные  изделия"  и  понятие  "алко-
гольные напитки" далеко не тождественны. Не все алкогольные напит-
ки являются ликеро-водочными.  Так, например,  не  являются  лике-
ро-водочными вино, коньяк (включая бренди), шампанское,  пиво.  То
есть предприниматель, торгующий указанными видами алкогольных  на-
питков, имеет полное право перейти на уплату  единого  налога  или
оставаться в числе его плательщиков. Однако это вовсе не означает,
что он не должен приобретать лицензию на торговлю алкогольными на-
питками, поскольку все перечисленные выше напитки именно  таковыми
и являются.  Исключение составляет только пиво - на торговлю пивом
лицензия вообще не нужна, поскольку это не алкогольный напиток.

    Патентование

    Расчеты с покупателями на предприятиях осуществляются  за  на-
личные.  Для  осуществления  торговой  деятельности  за   наличные
средства, а также с использованием других форм расчетов и  кредит-
ных карточек на территории  Украины  субъекту  предпринимательской
деятельности необходимо  приобрести  торговый  патент.  Исключение
составляют  субъекты предпринимательства - единоналожники  (юриди-
ческие и физические лица), которые согласно Указу № 746 освобожде-
ны от необходимости приобретать торговый патент.
    Согласно Закону Украины  "О патентовании некоторых видов пред-
принимательской деятельности" в редакции от 23.03.96г. № 98/96-ВР,
с изменениями и дополнениями (далее - Закон  о  патентовании), па-
тентованию подлежит торговая деятельность, осуществляемая  субъек-
тами предпринимательской деятельности в пунктах  продажи  товаров.
При этом п. 3.3 ст. 3 этого Закона к  пунктам  продажи  товаров  в
сфере  общественного питания  наряду  со  столовыми,  ресторанами,
кафе, закусочными, барами и другими пунктами общественного питания
отнесены также и открытые летние площадки.
    Торговый патент приобретается на каждый пункт продажи товаров,
где производятся расчеты за наличные.  Стоимость торгового патента
устанавливается соответствующим органом местного самоуправления  с
учетом местонахождения данного пункта  продажи  и  ассортиментного
перечня товаров.  В случае осуществления в  одном  пункте  продажи
двух или трех видов торговой деятельности (розничная, оптовая тор-
говля, общественное питание) приобретается один торговый патент по
максимальной стоимости.

    2. Организация деятельности на летней площадке

    Поскольку летние площадки относятся к предприятиям  обществен-
ного  питания, при осуществлении на таких площадках  хозяйственной
деятельности  необходимо руководствоваться  Правилами работы пред-
приятий  общественного питания,  утвержденными приказом  МВЭСторга
Украины от 03.07.95 г.  № 129 (далее  -  Правила № 129).  Согласно
указанному  документу  хозяйствующий субъект,  осуществляющий дея-
тельность на открытых летних площадках,  должен иметь  необходимые
производственные, торговые и бытовые помещения, а также оборудова-
ние для приготовления  и  реализации (отпуска) еды, которые должны
отвечать экологическим и санитарно-гигиеническим  условиям, прави-
лам техники безопасности и противопожарным требованиям.
    Режим работы предприятий общественного питания необходимо сог-
ласовать с местным органом исполнительной власти.  При этом,  пос-
кольку летние площадки,  как  правило,  являются  предприятиями  с
обслуживанием официантами, следует учитывать, что допускается  ог-
раничение  входа посетителей за 30 минут до закрытия (на предприя-
тиях самообслуживания - за 15 минут до закрытия). Информация о ре-
жиме работы предприятия должна быть размещена  у входа в помещение
на видном месте.  Там же  помещается  вывеска  с  указанием типа и
наименования  хозяйствующего субъекта или уполномоченного им орга-
на.
    На видном месте хозяйствующим субъектом должен быть оборудован
"Уголок покупателя", в котором размещаются:
    - Книга жалоб и предложений граждан установленного образца;
    - Правила работы предприятий общественного питания;
    - Порядок занятия торговой деятельностью и  правила  торгового
обслуживания населения;
    - Санитарные правила;
    - другая информация для потребителей (информация о праве поку-
пателя на ознакомление с документами, подтверждающими цены на  то-
вары, выставленные для продажи; адреса и номера телефонов органов,
обеспечивающих государственную защиту прав потребителей и др.).
    На предприятии общественного питания  должен  быть  разработан
ассортиментный перечень продукции, который утверждается  руководи-
телем предприятия.  В соответствии с положениями Закона Украины "О защите прав потребителей" от  12.05.91 г.  № 1023-ХII ( 1023-14 ),
ассортиментный  перечень разрабатывается  с  целью  информирования
потребителей об имеющемся в наличии ассортименте товаров, соблюде-
ния требования относительно осуществления реализации товаров в те-
чение рабочего дня или периода, определенного для  их  реализации.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 3  и  части  четвертой
статьи 3-2 Закона о патентовании ( 98/96-ВР ) стоимость  торгового
патента на осуществление торговой деятельности устанавливается ор-
ганами местного самоуправления в  зависимости  от  ассортиментного
перечня товаров.
    В абзаце 1 пункта 2.1 Правил № 129  содержится  требование  о
необходимости согласования ассортиментного перечня пищи,  изделий,
напитков для данного типа и класса предприятия с  территориальными
органами санитарно-эпидемиологического надзора.  Ни  для  кого  не
секрет, что такое "согласование" приводит к дополнительным  расхо-
дам субъектов предпринимательской деятельности.  Поэтому  нелишним
будет  заметить,  что  своим  решением  от  30  января  2001  года
№ 17-103/01 Государственный комитет Украины по вопросам регулятор-
ной политики и предпринимательства предусмотрел  отмену  необходи-
мости согласования ассортиментного перечня реализуемой продукции с
территориальным  органом  (учреждением)  государственной  санитар-
но-эпидемиологической службы.

    Требования к наемным работникам

    Согласно п.  1.10  Правил № 129  работники,  которые  непос-
редственно связаны с производством и реализацией  кулинарной  про-
дукции, должны иметь специальную профессиональную подготовку.
    Кроме того, все работники, занятые в сфере общественного пита-
ния, проходят медицинское обследование  в  установленном  порядке,
результаты которого отражаются в их  личных  медицинских  книжках,
которые предъявляются по требованию представителей  контролирующих
органов и являются документами строгого учета.  Хранятся они в ад-
министрации предприятия и выдаются владельцу для прохождения  оче-
редного медицинского осмотра.  После медицинского обследования ме-
дицинская  книжка должна быть возвращена в администрацию предприя-
тия.
    В случае если лицо работает за пределами основного предприятия
(филиал, отдаленные пункты, объекты мелкорозничной торговли и тому
подобное), медицинская книжка хранится у владельца. Работники, не-
посредственно связанные с производством и  реализацией  кулинарной
продукции, должны быть обеспечены форменной  или  другой  одеждой,
соответствующей санитарным требованиям, и должны быть  ознакомлены
с правилами торгового обслуживания покупателей.
    Средства измерения,  используемые  в  торгово-производственной
деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь четкое  го-
сударственное поверочное клеймо и проходить проверку в установлен-
ном порядке.

    Методы обслуживания

    Методы обслуживания (самообслуживание,  обслуживание  официан-
тами, комбинированный), виды платных и бесплатных услуг и  порядок
расчетов с потребителями определяются хозяйствующим субъектом  ис-
ходя из требований к данному типу и классу предприятия  обществен-
ного питания.
    При всех методах обслуживания  осуществляется  предварительное
сервирование столов по упрощенной или полной форме  в  зависимости
от типа предприятия общественного питания и класса.
    При самообслуживании потребители самостоятельно отбирают пищу,
изделия, напитки с линии раздачи или "шведского" стола.
    При обслуживании официантами все виды услуг предоставляются по
заказу потребителя непосредственно официантом.
    При  комбинированном  обслуживании  объединяются  методы   са-
мообслуживания и обслуживания официантами.

    Обозначения цен

    В соответствии с Инструкцией о порядке обозначения цен на  то-
вары народного потребления на предприятиях  розничной  торговли  и
общественного питания, утвержденной приказом МВЭСторга Украины  от
04.01.97 г. № 2, информирование покупателей о ценах на  товары  на
предприятиях общественного питания осуществляется при помощи таких
средств:
    - ярлыков цен (ценников);
    - прейскурантов цен на алкогольные напитки;
    - меню;
    - прейскурантов цен на покупаемые товары на  предприятиях  об-
щественного питания.
    Ярлык цен (ценник) предназначается для предоставления  покупа-
телям основной информации на  отдельный  товар,  указатель  цен  и
прейскурант цен на  покупаемые товары - на  ряд  товаров,  которые
есть в продаже, меню - о перечне пищи, кулинарных, булочных,  муч-
ных кондитерских изделий, которые предлагаются в течение дня.
    На предприятиях общественного питания в меню указывается  наз-
вание продукции, выход и стоимость одной  порции,  в  прейскуранте
цен на алкогольные напитки - название напитка, содержимое бутылки,
цена за бутылку, цена за 50 и 100 мл.
    На предприятиях с обслуживанием официантами в  бланках  счетов
должны быть предусмотрены графы для указания названия пищи,  коли-
чества порций и цены за порцию, итоговой суммы.
    Меню и прейскуранты на алкогольные напитки и табачные  изделия
должны быть подписаны руководителем предприятия  и  бухгалтером  и
заверены печатью субъекта предпринимательства.

    Расчеты с покупателями

    Расчеты за продукцию и предоставленные услуги на  предприятиях
общественного питания осуществляются за наличные и  в  безналичном
порядке (кредитными карточками, абонементными талонами  и  др.)  с
применением регистраторов расчетных операций или с  использованием
расчетных книжек в соответствии с требованиями Закона  Украины  "О
внесении изменений  в  Закон  Украины  "О  применении  электронных
контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг с потребите-
лями  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и  услуг"    от
01.07.2000 г. № 1776-III ( 1776-14 ) (далее-Закон № 1776-III).
    Если владельцем летней площадки является частный  предпринима-
тель - плательщик единого налога, то при расчетах с  потребителями
в таком заведении ни РРО, ни расчетные книжки можно не применять.
    Если в летнем  кафе  частным  предпринимателем-единоналожником
производится торговля подакцизными товарами: алкогольными напитка-
ми, табачными изделиями, то в этом случае также можно не применять
РРО, но обязательным является использование расчетных книжек.  Это
закреплено в Законе № 1776-III.
    На предприятиях с обслуживанием официантами  оплата  стоимости
продукции осуществляется потребителем непосредственно официанту  в
соответствии со счетом, который выписывается на бланке установлен-
ной формы. Затем расчетная операция регистрируется через РРО.

    Требования к качеству пищевых продуктов

    В ходе своей деятельности  предприятия  общественного  питания
закупают и перерабатывают пищевые  продукты,  к  качеству  которых
выдвигаются определенные требования.
    Требования относительно качества сырья, продуктов и полуфабри-
катов, их упаковки, маркированию, транспортировки, принятия,  сро-
ков годности к употреблению или к датам окончания сроков  годности
к употреблению, методам  лабораторного  контроля  регламентируются
Законом Украины "О качестве и  безопасности  пищевых  продуктов  и
продовольственного  сырья"  от  23.12.97 г.  № 771  ( 771/97-ВР ),
нормативными документами, Санитарными правилами.
    Все блюда должны быть приготовлены из продуктов  высокого  ка-
чества, безопасных для здоровья потребителей.  Законом Украины  "О
качестве и безопасности  пищевых  продуктов  и  продовольственного
сырья" запрещено изготавливать, ввозить, реализовывать,  использо-
вать в оптовой или розничной торговле, общественном питании  нека-
чественные, опасные для здоровья и жизни человека или  фальсифици-
рованные пищевые продукты, продовольственное сырье и сопутствующие
материалы.
    Любой пищевой  продукт  (кроме  продукта,  изготовленного  для
собственного потребления), продовольственное сырье и сопутствующие
материалы {1} должны иметь документальное подтверждение о качестве
и безопасности.
    Документами, подтверждающими соответствующее качество и  безо-
пасность пищевых продуктов, продовольственного сырья и сопутствую-
щих материалов, служат:
    - сертификат соответствия (качества);
    - заключение санитарно-гигиенической экспертизы;
    - ветеринарное  разрешение  для  пищевых  продуктов  и  продо-
вольственного сырья животного происхождения;
    - карантинное разрешение для продукции растительного происхож-
дения.
    Поступающие на предприятие общественного питания пищевые  про-
дукты, которые внесены в  Перечень  продукции,  подлежащей  обяза-
тельной сертификации, утвержденный приказом  Госстандарта  Украины
от 30.06.93 г. № 95, должны иметь соответствующий сертификат.
    Некачественные, опасные, фальсифицированные, неправильно  мар-
кированные пищевые продукты, пищевые продукты, не получившие поло-
жительного заключения санитарно-гигиенической экспертизы и  серти-
фиката соответствия или срок годности к употреблению  которых  ис-
тек, а также пищевые продукты, на которые  отсутствуют  документы,
подтверждающие их качество и безопасность, должны быть  изъяты  из
обращения и при необходимости переданы на соответствующую  экспер-
тизу для определения путей их дальнейшего использования,  утилиза-
ции или уничтожения.
    Использование импортных продуктов и сырья возможно только  при
наличии гигиенического  заключения  государственной  санитарно-ги-
гиенической экспертизы на импортированную продукцию или ссылки  на
него в сопроводительных документах о качестве.
    В данной публикации были рассмотрены  особенности  организации
деятельности такого вида предприятий  общественного  питания,  как
летние площадки.  Что касается вопросов  бухгалтерского  учета  на
предприятиях общественного питания, то материал на  эту  тему  был
опубликован в газете "Налоги и бухгалтерский  учет",  2000,  №  84
(см. статью "Особенности учета в общепите").

{1} Сопутствующие материалы - материалы,  которые  используются  в
    процессе производства, хранения, транспортировки,  реализации,
    упаковки и маркирования пищевых  продуктов  и  непосредственно
    контактируют с этими продуктами, но сами не пригодны для упот-
    ребления.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№55/01, стр. 34
[09.07.2001]
Е. Савченко
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------