Не всякая будка достойна регистрации. 
    Всегда ли обособленные подразделения подлежат регистрации
                в качестве плательщиков налогов

-------------------------------------------------------------------

                           - В районе ящур. Поголовная вакцинация!
                                       Из к/ф "Кавказская пленница

    В "Бухгалтере" № 17-18'2001 (с. 6-24) мы познакомили читателей
с изменившимся  текстом Инструкции о  порядке  учета  плательщиков
налогов, кратко прокомментировав в сносках те изменения,  которые,
по нашему мнению, в этом нуждались.
    Одно из этих изменений затронуло п/п. 2.2.1,  распространяющий
действие  Инструкции на филиалы и  обособленные подразделения пла-
тельщика. Рассмотрим его несколько подробнее.
    Интересующий нас фрагмент Инструкции теперь выглядит так:
    "2.2. Действие  Инструкции распространяется на следующих  пла-
тельщиков налогов:
    2.2.1. Из числа резидентов.
    <...>
    филиалы, представительства, отделения  и  другие  обособленные
подразделения плательщика налогов (далее -  филиалы),  не  имеющие
статуса юридического лица, но расположенные  на  территории  иной,
нежели плательщик налогов, территориальной громады;
    филиалы,  не  имеющие  статуса  юридического  лица, но имеющие
банковские  счета,  ведущие  отдельный  бухгалтерский  учет  своей
деятельности, составляющие  отдельный баланс и  расположенные  от-
дельно от плательщика налогов  в  пределах  одной  территориальной
громады".
    Действовавшая прежде редакция Инструкции для целей регистрации
в качестве плательщика  не делала различия между филиалами,  нахо-
дящимися в пределах одной территориальной громады и находящимися к
разных.  Определяющим признаком было наличие/отсутствие  у филиала
банковского счета, отдельного бухучета и баланса.  Теперь  же  это
условие в качестве обязательного сохранилось только для  филиалов,
расположенных в пределах одной территориальной громады; филиалы же
из разных громад подпадают под действие Инструкции по-любому.
    Следствием  описываемого  нововведения  стала  активизация  на
местах процесса регистрации тех подразделений предприятий, которые
ранее избежали этой  участи, поскольку  не  имели  отдельных  бан-
ковских счетов, отдельного бухучета и баланса, включая  не  только
тех, кто благодаря прежнему варианту Инструкции  мог  игнорировать
Закон  О  Прибыли, но  даже и  филиалы  предприятий, честно в свое
время перешедших на уплату консолидированного налога на прибыль.
    Растерянных  бухгалтеров  раздражает не столько  сам  факт ре-
гистрации, требующий определенных временных затрат, сколько  необ-
ходимость впоследствии еще и представлять определенную  отчетность
по месторасположению филиала (филиалов).
    Действительно  ли  теперь  необходима  поголовная  регистрация
абсолютно любых подразделений  в  качестве  плательщиков  налогов,
если они находятся на территории  другой территориальной  громады?
Постараемся ответить на этот вопрос взвешенно и непредвзято.
    Во-первых, обратим внимание на формулировку "действие Инструк-
ции распространяется на следующих плательщиков налогов". Отождест-
влять  это  выражение  с  определением  типа "плательщиком  налога
является..." - разумеется, некорректно.  Ведь речь в Инструкции не
о том, кто является плательщиком (на это Инструкция  и "не уполно-
мочена"), а о том, на кого из числа плательщиков, то есть из  тех,
кто уже плательщик и так, она  распространяется  (ясное  дело,  на
всех).
    Ну а плательщиками согласно ст. 4 Закона "О системе  налогооб-
ложения"
    "являются юридические и физические лица, на  которых  согласно
законам Украины возложена обязанность  уплачивать налоги  и  сборы
(обязательные платежи)".
    Собственно, это же сообщается в п. 1.1 Инструкции. Важно также
учесть мысль, высказанную  в  письме  ГНАУ  от  30.12.2000 г. (см.
"Бухгалтер" № 5'2001, с. 11) {1}:
    "Что касается положений Инструкции о порядке  учета плательщи-
ков налогов, утвержденной приказом Государственной налоговой адми-
нистрации  Украины от 19.02.98  № 80 ( z0172-98 ) и  зарегистриро-
ванной в Министерстве юстиции  14.12.98  за № 791/3231 (в редакции  
приказа от 17.11.2000  № 552, с изменениями), то данную Инструкцию 
следует  применять с  учетом  особенностей  определения  категорий  
плательщиков налогов отдельными законами по вопросам налогообложе-
ния, на что указывает содержание пункта 1.1 данной Инструкции".
    На  государственные  налоговые  органы  возложена  обязанность
вести учет плательщиков налогов и сборов (ст. 5 Закона "О  системе
налогообложения"), а не давать  терминологическое определение лиц,
попадающих в их круг.  Как видим, в ГНАУ это понимают (высказанная
в цитируемом письме мысль сохранила актуальность, несмотря  на  то
что писалась до внесения в Инструкцию обсуждаемых нами  изменений;
да и п. 1.1 остался в том же виде).
    Следовательно,  необходимо,  чтобы  то  или иное подразделение
(филиал) в соответствии  с  конкретным  законом  являлось   самос-
тоятельным плательщиком хотя бы одного  налога,-  тогда  и  только
тогда возникнет необходимость регистрировать  такое  подразделение
(филиал) в  налоговых  органах,  распространив  на  него  действие
Инструкции.
    Во-вторых, Закон О Прибыли в качестве самостоятельных платель-
щиков налога на прибыль действительно  определяет  все "иногромад-
ные" филиалы (под которыми понимаются  также  отделения  и  другие
обособленные  подразделения  плательщиков  налога),  предоставляя,
однако, головному предприятию право выбора консолидированной упла-
ты налога на прибыль.  В п. 3.3 Методических рекомендаций  относи-
тельно порядка начисления и уплаты  консолидированного  налога  на
прибыль, утвержденных приказом ГНАУ ( v0175225-98 ) от 10.04.98 г.
№ 175 (см. "Бухгалтер"  №  19'2000, с. 53-55), отмечается, что при
избрании предприятием варианта  уплаты  консолидированного  налога
"филиалы представляют в налоговый орган по  своему местонахождению
расчет налоговых обязательств по уплате  налога  с  учетом расчета
плательщика налога.  На основании данного расчета ведется  учетная
карточка  поступления налога на прибыль по филиалу.  Однако  такие
филиалы не включаются в отчет в качестве  плательщиков  налога  на
прибыль  и не  представляют  в  налоговые  органы  соответствующую
налоговую отчетность".
    Причем  Закон  О  Прибыли -  единственный  Закон, который  для
признания филиала (подразделения) плательщиком налога  в  качестве
определяющего признака использует  территориальную принадлежность.
Плательщиками НДС филиалы не должны быть вообще  (хотя  встречают-
ся), а в отношении прочих налогов "включается", как правило, неод-
нократно  уже  упоминавшееся  условие  отдельного  счета, учета  и
баланса (например, для подоходного налога  существует требование о
перечислении его в бюджет тем лицом, которое производило и  начис-
ление,  и  выплату, - см. письмо ГГНИУ от 04.11.96 г. № 19-212/11-
601) ( v-601225-96 ).
    Из сказанного можно сделать вывод, что из поголовно-филиальной
регистрации все-таки есть исключения - по крайней  мере,  для  тех
подразделений, которые входят в предприятия, перешедшие на  уплату
консолидированного  налога  на  прибыль, и  при  этом  не являются
плательщиками прочих возможных налогов. Для более  оптимистических
выводов (в смысле широты исключений) особых оснований мы не видим.
    Здесь уместно  снова  обратиться к цитировавшемуся выше письму
ГНАУ от 30.12.2000 г. Хотя оно  касалось  преимущественно  проблем
многоуровневой филиальной структуры (когда существует филиал фили-
ала), интересным  представляется  выведенный  в  нем  признак,  по
которому филиал подлежит обязательной регистрации в качестве само-
стоятельного плательщика налога на прибыль. В письме  предлагалось
не считать плательщиками налога филиалы, подчиненные другим филиа-
лам  (даже  находящимся  в  другой  территориальной  громаде),  за
исключением тех,

    "которые соответствуют признакам  субъекта  хозяйственной дея-
тельности, то  есть  имеют  право заключать  сделки и осуществлять
по ним расчеты, получают доходы, осуществляют расходы и  начисляют
амортизацию (при наличии расходов, подлежащих амортизации)".

    Напомним, что указанный подход ГНАУ - вводящий в  рассмотрение
при  решении  вопроса  о регистрации  (пусть  даже только для "фи-
лиального филиала") еще  и признаки  субъекта  хозяйственной  дея-
тельности - не нашел понимания в Министерстве финансов.  Последнее
в письме от 20.04.2001 г. № 051-205/8-1093/488 ( v_488201-01 )(см.
"Бухгалтер" № 16'2001, с. 18), вообще не  согласившись  с  возмож-
ностью существования филиалов, подчиненных филиалу,  указало (фак-
тически  выйдя  за рамки  рассматривавшейся  проблемы),  что  ГНАУ
сформулировала  "неверный  вывод  в письме, что если филиал, в том
числе  подчиненный  филиалу  юридического лица,  не  соответствует
признакам  плательщика налога,  то его  валовые  доходы, затраты и
амортизационные  отчисления  отражаются  в декларации  плательщика
налога (филиала  или юридического  лица),  которому  такой  филиал
подчинен".
    Дополнительную  неприятность  в  этой  ситуации создает слабая
терминологическая прорисовка используемых  понятий: филиал, предс-
тавительство, отделение, обособленное подразделение.  Дело в  том,
что в Законе "О  предпринимательстве" (ч. 14 ст. 8), в  Законе  "О
предприятиях в Украине" (ст. 7), в Законе О Прибыли (п/п.  2.1.3),
в Инструкции эти термины используются если и  не как полные  сино-
нимы, то как очень близкие понятия,  будучи  перечисленными  через
запятую или замененными обобщающим словом "филиал".  Есть ли между
ними разница? {2}
    Попытка обрести  терминологическую  определенность  увенчалась
скромным успехом: понятия  "филиал" и "представительство"  удалось
отыскать в  Классификации  организационно-правовых  форм  хозяйст-
вования,  утвержденной  приказом  Госстандарта  ( vB288217-94 ) от 
22.11.94 г. № 288:
    "2.32. Филиал -  структурно  обособленная  часть  юридического
лица, находящаяся  за пределами расположения  руководящего  органа
юридического лица и  осуществляющая  ту  же  деятельность  (произ-
водственную, научную и т. п.), что и  юридическое  лицо  в  целом.
Филиал имеет свое  руководство,  подчиненное  руководящему  органу
юридического лица и действующее на основании  доверенности,  полу-
чаемой от соответствующего руководящего органа юридического лица.
    2.33. Представительство - структурно обособленная часть юриди-
ческого лица. Представительство действует за пределами  нахождения
юридического лица от  его  имени.  Деятельность  представительства
ограничивается исключительно представительскими  функциями (заклю-
чение соглашений, сдача-приемка продукции и т. п.)".
    Какое-то общее определение понятия  "обособленное  подразделе-
ние" - отсутствует вообще, но именно сюда попадает масса всяческих
образований, не удовлетворяющих приведенным выше определениям. {3}
    Какая обособленность имеется в виду: имущественная, территори-
альная, производственно-организационная? Например, должен ли склад
(используемый исключительно для  хранения  сырья),  находящийся  в
иной территориальной громаде, нежели головное предприятие, регист-
рироваться в качестве плательщика налога на прибыль?
    Или, скажем,  предприятие  имеет  в  районах  области  десятки
приемных пунктов металлолома  (макулатуры, другого  вторсырья).  В
маленьких арендованных помещениях работает  по  одному  человечку,
получающему зарплату в головном офисе, расположенном  в  областном
центре.  Является ли каждый из таких приемных пунктов плательщиком
налога на  прибыль  и  подлежит  ли  он обязательной регистрации в
качестве плательщика в налоговых органах по месту  своего располо-
жения?
    Формальный  ответ  на  эти вопросы, напрашивающийся из анализа
текстов Закона О Прибыли и Инструкции (плюс мнение Минфина), - да.
Хотя что должно в этих случаях играть роль  положения  о  филиале,
представление которого предусмотрено процедурой регистрации филиа-
ла  (обособленного  подразделения)?  Насколько  объективным  будет
присвоенный такому "филиалу" код ЕГРПОУ {4}?
    Кстати, в ходе  последних изменений  Инструкция  пополнилась и
п. 8.14, который декларирует возможность  для  филиала  сняться  с
налогового учета, если он  размещен на территории той же  террито-
риальной громады, что и юридическое лицо, в  случае  реорганизации
такого  филиала в  не выделенный  на отдельный  баланс, не ведущий
отдельного бухучета и не открывающий счетов в учреждениях  банков.
Судя по всему, такому снятию с  регистрации  ничего  не  мешало  и
раньше, но отсутствие в Инструкции  специального  пункта  об  этом
приводило к долгому и нудному отстаиванию подобного права.
    Случаев  снятия  с  регистрации  филиалов  (опять  же -  в том
обобщающем  смысле, в  каком  используется  в  Инструкции  понятие
"филиал"), расположенных в  иной  территориальной громаде,  нежели
головное предприятие, в Инструкции не приводится (кроме, разумеет-
ся, случая ликвидации такого филиала).  И это еще раз подтверждает
общий вывод, который можно сделать в связи с  изменениями, внесен-
ными в Инструкцию: в отношении регистрации филиалов  эти изменения
не упростили вопрос, а усложнили его.  Об этом же  свидетельствует
и информация, поступающая от читателей.
    Учитывая  довольно  существенную разницу между полноценным фи-
лиалом  (который  согласно  приведенному  выше  определению  может
осуществлять ту же  деятельность, что и юридическое лицо в целом,-
если это предусмотрено Положением о филиале) и малюсеньким обособ-
ленным подразделением  (выполняющим  лишь  отдельную  операцию  из
большого производственного цикла всего предприятия), следовало  бы
при решении вопроса о регистрации того или иного  подразделения  в
налоговых органах руководствоваться принципом  разумной  достаточ-
ности {5}. Но сегодня он в Инструкции не прочитывается.
    А  ведь  уже  после  упоминавшегося  письма ГНАУ, посвященного
многоуровневой структуре филиалов (и оспоренного Минфином),  после
внесения изменений в Инструкцию  появилось следующее  письмо  ГНАУ
(от  18.05.2001 г.  № 224/4/15-1110 ( v0224225-01 ) - см. "Бухгал-
терскую газету" № 25-26'2001, с. 10-11), в котором отмечается:
    "При  определении  вопроса,  является  ли  филиал плательщиком
налога на прибыль (особенно при  многоуровневой  структуре  или  в
случае построения структуры по  географическому принципу),  прежде
всего  следует  исходить из  того, соответствует  ли данный филиал
какому-либо  из  признаков  субъекта хозяйственной деятельности, а
именно:
    имеет право заключать сделки и осуществлять  по  ним  расчеты,
получать доходы, осуществлять расходы и/или  начислять амортизацию
(при наличии расходов, подлежащих  амортизации),  иметь  отдельный
расчетный счет в банке, получать имущественные  и  неимущественные
права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде, иметь
собственные печати и штампы".
    Как видим, ГНАУ все-таки пытается как-то обозначить ту  нечет-
кую границу, которая, видимо,  существует  между  обособленными  и
необособленными подразделениями.
    Почему же было не включить такую или подобную оговорку в текст
Инструкции - ведь она тоже вышла из недр ГНАУ?

    {1} В прессе  проходило  под  № 7227/6/15-1116 ( v7227225-00 )
и № 17561/7/15-1117 ( v7561225-00 ).

    {2} Например, когда в Постановлении Верховного Суда Украины от
06.11.92 № 9 ( v0009700-92 ) (посвященном, правда,  совсем  другой
проблематике - практике рассмотрения судами трудовых споров)  упо-
минается руководитель обособленного подразделения (филиала,  пред-
ставительства,  отделения и т. п.), то  специально  подчеркивается
(абз. 2 п. 14 в редакции Постановления от 26.10.95 г. № 18), что

    "речь идет не о любом структурном  подразделении (цехе, управ-
лении, службе, ферме и т.п.), а именно  об обособленном  подразде-
лении, которое создается  в  специально  предусмотренном  порядке,
например определенном в ст. 7 Закона "О предприятиях в Украине"".

    Ст. 7  Закона  "О  предприятиях  в  Украине"  подробностями не
блещет, но приведенная цитата, по крайней мере, подтверждает,  что
в этом вопросе неправильно валить все в одну корзину.

    {3} Справедливости ради  заметим,  что  принятое  сравнительно
недавно  Положение  о  ведении  кассовых  операций  в национальной
валюте в  Украине,  утвержденное  постановлением  Правления НБУ от
19.02.2001 г. № 72 ( z0234-01 ), содержит-таки определение термина
"обособленные подразделения" (с оговоркой, что так он употребляет-
ся в Положении):

    "обособленные подразделения - структурные подразделения и еди-
ницы  юридических  лиц (филиалы,  представительства,  отделения  и
т. п.), производящие продукцию,  реализующие  товары  (выполняющие
работы, предоставляющие услуги) и  осуществляющие другие  операции
и не имеющие статуса юридического лица".

    Как  видим,  это  определение  в  конкретизации  границ  между
различными видами обособленных подразделений нам не поможет - и не
потому, что  отражает  узкую  "кассовую"  специфику, а потому, что
является слишком общим.

    {4} Положение о Едином государственном реестре  предприятий  и
организаций  Украины  предусматривает  включение  в  Госреестр  не
только  данных о юрлицах, но и о "филиалах, отделениях, представи-
тельствах, других обособленных подразделениях".

    {5} Конечно, строго говоря, для этого следовало  бы  поставить
вопрос о внесении соответствующих изменений в Закон О Прибыли.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 20/01, стр. 39
[01.07.2001]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------