Oblik international, или Неохота связываться

         О проблеме противоречий национальных стандартов
                       международному учету

------------------------------------------------------------------

    В условиях, когда национальные бухучетные стандарты  "сдирают-
ся" с международных, у  истинного  специалиста  возникает  соблазн
сравнить их с оригиналом. Как показывает опыт, при трансформации в
украинские аналоги международные стандарты порой теряют не  только
форму, но и сущность.
    Ведь весьма принципиальных  нестыковок  в  отношениях  МСБУ  -
П(С)БУ достаточно.  Это и налаговый метод амортизации, и амортиза-
ция МНМА способом 50/50 или 100%, и более  серьезные  разногласия.
Например,  п. 30 П(С)БУ 7 ( z0288-00 ) предусматривает в отношении
жилых  домов возможность  одновременного  отражения  амортизации и
доходов, уменьшающих дополнительный и уставный капитал. Причем это
дозволено  делать  не  только муниципальным организациям ЖКХ, но и
другим,

    "если их обычная деятельность не направлена на  восстановление
    жилых домов и других строений".

    Нам кажется, что самому  "международному"  определению  дохода
(п. 7 МСБУ 18) подобные, с позволения сказать, "доходы"  не  соот-
ветствуют {1}. Да и амортизировать уставный капитал - как с юриди-
ческой, так и с бухгалтерской точки зрения - неприемлемо.  И,  ко-
нечно же, во всех таких случаях невольно привлекает внимание норма
ст. 1 Закона "О бухгалтерском  учете  и  финансовой  отчетности  в
Украине" (далее - Закон) {2}, согласно которой "национальное поло-
жение (стандарт) бухгалтерского учета -  нормативно-правовой  акт,
утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы
и методы  ведения бухгалтерского учета  и  составления  финансовой
отчетности, не противоречащие международным стандартам".
    Можно ли воспользоваться данным положением в том случае,  ког-
да, на ваш взгляд, существует национально-международное противоре-
чие?
    Как известно, из всего международного права войти в украинское
законодательство могут только международные договоры, причем  лишь
те из них,  которые  ратифицированы  Верховной  Радой {3}. Бухгал-
терские же стандарты международным договором  не  являются.  Более
того, они не являются даже международно-правовыми обязательствами.
МСБУ утверждены неправительственной организацией  -  Комитетом  по
международным стандартам бухгалтерского учета {4}, и  поэтому  для
Украины - как суверенного государства - они не выступают как  юри-
дически обязательные. Отсюда вывод: в данном случае нет противоре-
чия между украинским и международным правом  -  а  значит, принцип
приоритета норм международного права здесь применяться не может.
    Впрочем, это не означает, что написанное  в  Законе  -  пустой
звук. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции ( 254к/96-ВР )

    "органы государственной власти и органы местного  самоуправле-
    ния, их должностные лица обязаны действовать только на основа-
    нии, в пределах полномочий и способом,  которые  предусмотрены
    Конституцией и законами Украины".

    Похожее правило закреплено в Положении о Министерстве финансов
Украины.  Поэтому наличие противоречия указывает на то, что Минфин
при утверждении П(С)БУ нарушил Закон.  Как известно, споры о приз-
нании недействительными нормативных актов  рассматриваются  в  хо-
зяйственных судах (см. ч. 1 ст. 12 Хозяйственного  процессуального
кодекса на с. 50), а точнее - поскольку ответчиком здесь  является
центральный  орган  исполнительной власти  -  в хозяйственном суде
г. Киева (ч. 3 ст. 16 ХПК).
    Естественно, что судиться из-за  бухучета -  не  в  наших  на-
циональных традициях, но это единственный  путь,  если  вы  решите
сыграть на указанном выше положении Закона.
    Дополнительно обратим внимание на два момента.  Во-первых,  из
Закона следует, что национальный стандарт  должен  всего  лишь  не
противоречить международному.  Полного же соответствия  стандартов
Закон не требует.  А непротиворечие и соответствие - вещи  разные.
Во-вторых, непротиворечие должно касаться именно принципов и мето-
дов, а не всех положений нацстандартов. Здесь мы, по большому сче-
ту, выходим на оценочные и в сущности теоретические вопросы. И ес-
ли исчерпывающий перечень принципов приведен в ст.  4  Закона,  то
что такое метод  бухучета  -  в  законодательстве  не  определено.
Поэтому доказать противоречие будет не очень-то просто.
    Так что если кто решит воспользоваться МСБУ "напрямую", то ему
придется учесть, что доказывать свою правоту надо будет именно пу-
тем подачи иска о признании недействительной соответствующей нормы
П(С)БУ. Ну и кто пожелает с этим морочиться?

{1} Впрочем, не согласуются они и с национальным определением  до-
    хода (п. 3 П(С)БУ 1).
{2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 34-37.
{3} Это следует из ч. 1 ст. 9  Конституции,  устанавливающей,  что
    "действующие  международные  договоры,  согласие на обязатель-
    ность  которых  дано  Верховной Радой Украины, являются частью
    национального законодательства Украины".
{4} Данная неправительственная организация создана в 1973  году  в
    результате соглашения между  профессиональными  бухгалтерскими
    организациями 10 государств.  По состоянию на 01.01.2000 г.  в
    КМСБУ входят 143 члена из 104 стран, представляющие 2 млн бух-
    галтеров.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№21/01, стр. 38
[01.07.2001]
Роберт Хорольский
Заместитель главного редактора при участии И. Ч.
------------------------------------------------------------------