"Специальное" налогообложение

-------------------------------------------------------------------

    Начиная с 1998 года в Украине наряду с общей  системой   нало-
гообложения внедряются и успешно действуют  альтернативные,  упро-
щенные системы.  Как показывает практика, именно такие  упрощенные
системы налогообложения приглянулись  предпринимателям.  В  данной
статье рассмотрена одна из таких систем  -  налогообложение  путем
приобретения специального торгового патента.

    Основной смысл перехода на деятельность по спецпатенту  заклю-
чается прежде всего в освобождении субъекта предпринимательства от
уплаты целого ряда налогов и сборов, установленных общей  системой
налогообложения, при условии уплаты в фиксированной сумме стоимос-
ти самого спецпатента.  Именно этот фактор является  решающим  при
выборе предпринимателем этого вида упрощенной системы  налогообло-
жения.
    Кроме того, такой субъект может пользоваться некоторыми   дру-
гими "льготами" (например, освобождением от обязательного примене-
ния регистраторов расчетных операций), механизм применения которых
рассмотрим  отдельно.  Более того, спецпатентная  деятельность  не
ограничивает  выручку  или  среднеучетную  численность  работников
предприятия, а также уплату единого налога, что  делает  ее  более
привлекательной.

    Кто может перейти на деятельность по специальному патенту

    Как следует из ст. 3-2 Закона  Украины "О патентовании некото-
рых видов  предпринимательской  деятельности"  от  23.03.96  г.  №
98/96-ВР ( 98/96-ВР ) (далее - Закон № 98/96) специальный торговый
патент может быть приобретен  субъектом  предпринимательской  дея-
тельности, который занимается следующими видами деятельности:
    1)  торговой  деятельностью  (розничная  и  оптовая  торговля,
деятельность в производственно-торговой сфере (общественное  пита-
ние) за наличные средства, другие наличные платежные средства и  с
использованием кредитных карточек);
    2) деятельность по предоставлению бытовых услуг  (деятельность
по предоставлению платных услуг для удовлетворения  личных потреб-
ностей заказчика за наличные средства, а  также  с  использованием
других  форм  расчетов,  включая  кредитные  карточки).  Напомним,
что перечень  бытовых  услуг,  подлежащих  патентованию, утвержден
постановлением  Кабинета  Министров  Украины  от 27.04.98 г. № 576
( 576-98-п ).
    Обращает  на  себя  внимание  форма  расчетов  при переходе на
работу по  спецпатенту  при  предоставлении  бытовых  услуг. Слова
"с использованием других форм расчетов" позволяют  утверждать, что
если  субъект  предпринимательства  осуществляет  деятельность  по
предоставлению бытовых услуг, то независимо от того, рассчитывает-
ся заказчик наличными или безналичными средствами, он  может рабо-
тать по спецпатенту.
    Нельзя сказать того же в  отношении  торговой  деятельности. В
п. 2 ст. 3 Закона № 98/96 указывается  на  возможность  работы  по
спецпатенту  только  в  том  случае, если  заказчик рассчитывается
наличными платежными средствами или кредитными карточками. Если же
расчет  производится  по  "безналу", то  такая  деятельность будет 
облагаться налогами на общих основаниях. Возможность одновременно-
го использования двух систем налогообложения  обусловлена п. 4 ст. 
7-1 Закона  № 98/96: если субъект предпринимательства осуществляет
деятельность, не являющуюся "спецпатентуемой", то он обязан  вести
отдельный бухгалтерский учет и уплачивать налоги и сборы  по  этой
деятельности на общих основаниях.
    Привлекательность работы по спецпатенту не вызывает сомнений и
наверняка многие субъекты хозяйствования перешли  бы на нее,  если
бы не одно существенное ограничение: спецпатент может  применяться
в порядке эксперимента только на определенной территории  Украины.
В Перечень территорий, на которых в  порядке  эксперимента  приме-
няется специальный торговый  патент,  утвержденный  постановлением
Кабинета  Министров  Украины  от  08.06.98 г.  № 826 ( 826-98-п ),
вошли следующие населенные пункты:

    г. Краматорск Донецкой области
    Хустский район Закарпатской области
    г. Мироновка Киевской области
    г. Ильичевск Одесской области
    г. Шпола Черкасской области
    г. Новая Каховка Херсонской области
    г. Большая Ялта
    г. Алушта
    г. Судак
    г. Евпатория
    г. Феодосия
    г. Саки
    г. Луганск
    г. Белгород-Днестровский Одесской области
    пгт Затока Одесской области
    пгт Сергеевка Одесской области.

    Постоянное пополнение данного перечня свидетельствует об удач-
ном проведении эксперимента, следовательно, возможно, в будущем он
будет расширяться.
    В то же время существует ряд ограничений по  переходу на  дея-
тельность по спецпатенту,  обусловленных  тем,  что  на  некоторых
субъектов предпринимательства  Закон № 98/96 не  распространяется.
Перечень таких субъектов приведен в п. 3 ст. 1 Закона № 98/96.

    Освобождение от уплаты некоторых налогов и сборов

    Пожалуй, самым  главным  преимуществом  работы  по спецпатенту
является освобождение от уплаты целого ряда налогов и сборов. Так,
согласно ст. 7-1 Закона № 98/96  субъект  предпринимательской дея-
тельности, который приобрел специальный торговый  патент, не упла-
чивает:
    - налог на добавленную стоимость;
    - налог на доходы физических лиц;
    - налог на прибыль предприятий;
    - плату (налог) за землю;
    - сбор за специальное использование природных ресурсов;
    - сбор на обязательное социальное страхование;
    - сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;
    - сбор в Государственный инновационный фонд;
    - отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и
содержание автомобильных дорог общего пользования Украины;
    - коммунальный налог;
    - рыночный сбор;
    - сбор на выдачу разрешения на размещение объектов торговли  и
сферы услуг.

    Освобождение от уплаты некоторых налогов и сборов (таких,  как
социальные сборы, НДС, налог на прибыль) нуждается в комментарии.
    Не будем дискутировать относительно уплаты социальных  сборов/
взносов,  отметим лишь, что точку в данном вопросе  поставило сов-
местное письмо Госкомпредпринимательства и  Министерства  труда  и
социальной  политики Украины  № 03-3/1808-020-1 ( v20-1203-01 ) от
20.04.2001  г. и  № 1-531/2481  от  12.04.2001  г. (см. "Налоги  и  
бухгалтерский учет", 2001, № 42).  Аналогичного  мнения  придержи-
вается и ГНАУ  в письме ( v3610225-01 ) от  28.05.2001 г.  № 3610/
6/15-1316м.
    Основываясь на том, что часть  средств  от  уплаты  субъектами
предпринимательской деятельности стоимости  специального торгового
патента перечисляется в Фонд социального страхования по  временной
потере трудоспособности и в Фонд общеобязательного государственно-
го  социального  страхования  Украины  на  случай  безработицы,  в
документе делается следующий вывод: до законодательного урегулиро-
вания порядка  уплаты  страховых  взносов  этими  субъектами к ним
рекомендуется  не  применять  финансовые  санкции  и  не  налагать
административные  штрафы,  предусмотренные  законами по этим видам
страхования.
    По нашему мнению, в данном случае слово  "рекомендуется"  вряд
ли  подходит.  Если субъект  предпринимательства, кроме  платы  за
спецпатент, будет уплачивать еще и взносы в  указанные  фонды,  то
факт двойного налогообложения  будет  налицо,  а  этого  допускать
нельзя.  Таким образом, "спецпатентщик" не должен  платить указан-
ные выше взносы.
    Дополнительным аргументом может послужить  письмо Министерства
труда и социальной политики Украины от 04.04.2001 г.  № ДЦ-05-1021
( v1021203-01 ), в котором указано, что при условии внесения платы
за специальный  торговый патент  через  органы  Госказначейства  и
уплаты  страховых взносов  в  Фонд общеобязательного государствен-
ного  социального  страхования Украины  на случай  безработицы  за
наемных работников  в размере 0,5 %. Расчетную  ведомость от таких
плательщиков необходимо  принимать "в  том  виде, в котором они ее
подают, т. е. без начисления страховых взносов в Фонд от работода-
телей".  Иными словами, начисления  указанных взносов не  произво-
дятся.
    Что касается нового сбора в Фонд общеобязательного социального
страхования от несчастных случаев на  производстве, то действующим
законодательством  не  предусмотрено,  что  платежи  в данный Фонд
вдят в состав платы за спецпатент. Следовательно, до законодатель-
ного установления направления в  него  части средств  от стоимости
спецпатента эти взносы необходимо уплачивать.
    В то же время удерживать из заработной платы работников следу-
ет все социальные взносы (как и подоходный налог). Это обусловлено
тем, что  их  плательщиками  в  части  удержаний  являются наемные
работники, а от уплаты этих взносов освобождены не  они,  а  пред-
приятие, на котором они работают.
    То же относится и к физическим лицам, перешедшим на работу  по
спецпатенту и имеющим наемных работников.
    Что  касается  физических  лиц-"спецпатентщиков",  не  имеющих
наемных работников, то, несмотря на то, что "социальными" законами
для  них  предусмотрена  добровольная  уплата  взносов, по  нашему
мнению, такая добровольность уместна только при уплате  взносов  в
Фонд  общеобязательного социального страхования от несчастных слу-
чаев на производстве. Обусловлено это теми же соображениями: часть
стоимости спецпатента направляется в соответствующие фонды  (кроме
Фонда  общеобязательного  социального  страхования  от  несчастных
случаев  на  производстве)  и  дополнительная  уплата этих взносов
(пусть и добровольная) приведет к двойному налогообложению.

    Для наглядности вышеизложенное сгруппируем в таблицу:

|------------|--------------------|------------------------------|
|Наименование|  Юридическое лицо  |       Физическое лицо        |
|  фонда     |----------|---------|----------|----------|--------|
|            |          |         |          |удержания |начисле-|
|            |          |         |          |(с наемных|ния на  |
|            |          |         |          |работни-  |чистый  |
|            |начисления|удержания|начисления|ков)      |доход   |
|            |          |         |          |          |самого  |
|            |          |         |          |          |предпри-|
|            |          |         |          |          |нимателя|
|------------|----------|---------|----------|----------|--------|
|Пенсионный  |Не уплачи-|Уплачи-  |Не уплачи-| Уплачи-  |Не упла-|
|фонд        |вается    |вается   |вается    | вается   |чивается|
|------------|----------|---------|----------|----------|--------|
|   Фонд     |Не уплачи-|Уплачи-  |Не уплачи-| Уплачи-  |Не упла-|
|социального |вается    |вается   |вается    | вается   |чивается|
|страхования |          |         |          |          |        |
|по временной|          |         |          |          |        |
|потере тру- |          |         |          |          |        |
|доспособ-   |          |         |          |          |        |
|ности       |          |         |          |          |        |
|------------|----------|---------|----------|----------|--------|
|Фонд обще-  |Не уплачи-|Уплачи-  |Не уплачи-| Уплачи-  |Не упла-|
|обязательно-|вается    |вается   |вается    | вается   |чивается|
|го госу-    |          |         |          |          |        |
|дарственного|          |         |          |          |        |
|социального |          |         |          |          |        |
|страхования |          |         |          |          |        |
|Украины на  |          |         |          |          |        |
|случай без- |          |         |          |          |        |
|работицы    |          |         |          |          |        |
|------------|----------|---------|----------|----------|--------|
|Фонд обще-  |Уплачи-   |Не пре-  |Уплачи-   |Не предус-|Добро-  |
|обязательно-|вается    |дусмотре-|вается    |мотрено   |вольно  |
|го социаль- |          |но       |          |          |        |
|ного страхо-|          |         |          |          |        |
|вания от    |          |         |          |          |        |
|несчастных  |          |         |          |          |        |
|случаев на  |          |         |          |          |        |
|производстве|          |         |          |          |        |
|------------|----------|---------|----------|----------|--------|
|Подоходный  |Не предус-|Уплачи-  |Не предус-|Уплачи-   |Не упла-|
|налог       |мотрено   |вается   |мотрено   |вается    |чивается|
|------------|----------|---------|----------|----------|--------|

    Вместе с тем отметим, что, независимо от того, перешел субъект
предпринимательской деятельности на упрощенную  систему  налогооб-
ложения путем приобретения спецпатента или нет, наемные  работники
имеют право на получение пособия по  временной  нетрудоспособности
на общих основаниях.  А условия пенсионного страхования физических
лиц - наемных работников (в частности, определение трудового  ста-
жа) не  должны  зависеть  от  того, какую  систему налогообложения
выбрал работодатель (письмо Министерства труда и  социальной поли-
тики от 12.03.2001 г. № 03-3/1060-02-6 ( v02-6203-01 ), см. "Нало-
ги и бухгалтерский учет", 2001, № 32).
    В отношении освобождения от уплаты НДС  и  налога  на  прибыль
отметим  следующее. Если предприятие осуществляет только  деятель-
ность по спецпатенту, то особых проблем не возникает: оно не упла-
чивает ни один, ни второй налог. Об этом, в частности, говорится в 
письме ГНАУ  от 08.11.2000 г.  № 6164/6/16-1220-26 ( v6164225-00 )
(см. "Налоги и бухгалтерский учет" № 89, 2000 г.) - субъект  пред-
принимательской  деятельности с даты получения специального торго-
вого патента теряет все права и обязанности плательщика НДС.
    Если же  он ведет  параллельно с деятельностью по  спецпатенту
деятельность  по  обычной  системе  налогообложения, то  в  состав
валовых расходов должны  включаться  только  те  суммы, уплаченные
(начисленные) при  приобретении  товаров  (работ,  услуг), которые
в дальнейшем будут  использоваться в  обычной  деятельности. То же
самое касается и налогового кредита, ведь он  состоит из тех  сумм
НДС, уплаченных  (начисленных) в  связи  с  приобретением  товаров
(работ,  услуг), стоимость  которых  относится  в  состав  валовых
расходов, а, следовательно, участвуют только в обычной деятельнос-
ти.

    Спецпатент и РРО

    Согласно п. 2 ст. 7-1 Закона № 98/96 на субъектов   предприни-
мательской деятельности, которые  приобрели  специальный  торговый
патент, не распространяются требования Закона  Украины "О примене-
нии регистраторов расчетных операций в сфере торговли,  обществен-
ного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР ( 265/95-ВР ),  с
изменениями и дополнениями (далее - Закон № 265), в части примене-
ния ЭККА.
    Несмотря на такую  постановку  вопроса, эта  норма  нашла свое
воплощение в Законе № 265 с некоторыми ограничениями. Так, соглас-
но  п. 7 ст. 9 Закона № 265 РРО и расчетные книжки не  применяются
при продаже товаров  (кроме  подакцизных)  (предоставлении  услуг)
субъектами  предпринимательской  деятельности,  которые  приобрели
специальный торговый патент.
    Может сложиться ошибочное мнение о том, что если  "спецпатент-
щик" торгует подакцизной продукцией, то он  должен  соблюдать  все
требования Закона № 265, т. е. применять РРО, книги  учета расчет-
ных операций, расчетные книжки.  На самом же деле согласно Перечню
отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли,
общественного питания и услуг, при осуществлении которых разрешено
проводить расчетные операции без применения регистраторов  расчет-
ных  операций  с  использованием  расчетных  книжек и  книг  учета
рачетных операций, утвержденному постановлением  Кабинета  Минист-
ров Украины от 23.09.2000 г. № 1336 ( 1336-2000-п ), независимо от
годового объема расчетных операций без РРО,  но  с  использованием
расчетных  книжек  и  книг  учета  расчетных  операций,  разрешено
проводить деятельность в розничной торговле, общественном питании,
предоставлении  услуг,  осуществляемую  субъектами    предпринима-
тельской  деятельности,  которые  приобрели  специальный  торговый
патент.
    Таким  образом,  если  "спецпатентщик"  реализует  подакцизную
продукцию, он может не применять РРО, но обязан вести книги  учета
расчетных  операций и  выписывать  расчетные  квитанции.  Согласно
Порядку  регистрации  и  ведения  книг  учета расчетных операций и
расчетных  книжек, утвержденному  приказом  ГНАУ от  01.12.2000 г.
№ 614 ( z0106-01 ), если  общая  сумма  расчета  не превышает  0,3
ннмдг (5,1 грн.),  то  отрывную  часть  расчетной  квитанции можно
выдавать покупателю только по его требованию.
    Напомним, что к подакцизной продукции  относятся спирт  этило-
вый, алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили,  нефтепро-
дукты и пиво.
    Хотя в ст. 9 Закона № 265 не упоминается  об  освобождении  от
ведения книги учета расчетных операций, по  нашему мнению,  "спец-
патентщику" ее вести не надо, ведь она содержит ежедневные отчеты,
составленные  на основании  соответствующих  расчетных  документов
относительно движения наличных средств, товаров (услуг), т. е.  на
основе данных РРО и расчетных книжек.  А так как  таких  расчетных
документов  у  "спецпатентщика"  нет,  то  и заполнять книгу учета
расчетных операций не надо.

    Отрицательные стороны деятельности по спецпатенту

    Несмотря на положительные стороны перехода на  деятельность по
спецпатенту, определенные минусы все же существуют.  Так, в случае
если несколько субъектов  предпринимательской  деятельности  имеют
торговые залы для покупателей или предоставляют бытовые  услуги  в
одном отдельном помещении, здании или их частях, кроме рынков,  то
переход одного из них на уплату  спецпатента невозможен (п. 1  ст.
3-2 Закона № 98/96).  Выходом из этой ситуации является приобрете-
ние спецпатента всеми субъектами предпринимательства, находящимися
в указанных помещениях.
    Сам порядок приобретения спецпатента аналогичен  порядку  при-
обретения торгового патента или  патента на предоставление бытовых
услуг.

    Стоимость спецпатента

    Стоимость спецпатента устанавливается органами местного  само-
управления ежегодно после утверждения местного бюджета в зависимо-
сти от местонахождения пункта продажи  и  ассортиментного  перечня
товаров  или  местонахождения  объекта,  предоставляющего  бытовые
услуги, и вида таких бытовых услуг.
    При этом хотим обратить внимание на   требование  п. 4 ст. 3-2
Закона о патентовании, согласно которому расчетная сумма   поступ-
лений за год от субъектов предпринимательской деятельности в  виде
платы за специальный торговый патент не может  быть  меньше  общей
суммы поступлений в бюджеты всех уровней и государственные целевые
фонды за предыдущий бюджетный год с учетом уровня инфляции (имеют-
ся в виду только те налоги и сборы, от уплаты которых  плательщики
спецпатента освобождены).
    Таким образом, в этом вопросе  местным органам  самоуправления
предоставлена достаточно широкая свобода действий, что в  условиях
дефицита  бюджетных  средств  на  местном  уровне может привести к
установлению неоправданно завышенной стоимости спецпатента.
    В  то  же время фиксированная стоимость  спецпатента  является
преимуществом в сравнении с уплатой единого налога в  процентах от
полученной выручки, так как увеличение объема  реализации  товаров
(бытовых услуг) не  приведет к  увеличению  налоговых  платежей  и
позволит достаточно точно их спланировать в течение года.

    Бухгалтерский учет

    Тот факт, что наряду с деятельностью  по  спецпатенту  субъект
предпринимательства может работать по обычной  системе налогообло-
жения,  обуславливает  некоторые  аспекты  ведения  бухгалтерского
учета "спецпатентщиков", на которые необходимо обратить внимание.
    Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии, кото-
рое приобрело специальный торговый патент, изложены  в Положении о
бухгалтерском учете финансовых результатов от осуществления   опе-
раций,  подлежащих  патентованию,  утвержденном  приказом  Минфина
Украины  от  15.08.96  г.  № 169 (  z0475-96 ) (далее -  Положение
№ 169), а также в Порядке ведения бухгалтерского учета  субъектами
предпринимательской  деятельности,  которые  приобрели специальный
торговый  патент,  утвержденном постановлением Кабинета  Министров
Украины от 18.05.98 г. № 688 ( 688-98-п ) (далее - Порядок № 688).  
В  обоих  документах  основное  внимание  уделено  решению главной  
проблемы, возникающей в процессе работы  по спецпатенту, - распре-
делению различных  расходов  между  "спецдеятельностью"  и другими  
видами  деятельности,  которыми  занимается  субъект  предпринима-
тельства.
    Следует учесть, что Положение № 169 в настоящий  момент  можно
использовать  только в части, не  противоречащей Инструкции о при-
менении  Плана  счетов  бухгалтерского  учета  активов,  капитала,
обязательств и хозяйственных  операций предприятий и  организаций,
утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г.
№ 291 ( z0893-99 ), а также нормы П(С)БУ.
    С учетом прямых затрат (заработная плата, стоимость  использо-
ванных  материалов,  износ  (амортизация)  имущества,  расходы  на
энергию  на  технологические  цели  и  т. п.) особых  вопросов  не
возникает: они учитываются по  отдельным видам деятельности (обыч-
ной и "спецпатентуемой") по прямым признакам на основании  первич-
ных учетных документов.
    Сложнее  обстоит  дело  с  теми  затратами, которые  по прямым
признакам не могут быть включены  непосредственно в  состав расхо-
дов, связанных с проведением конкретного вида деятельности (напри-
мер, общехозяйственные расходы, расходы на  организацию и обслужи-
вание производства и др.).
    Распределять такие затраты и включать их в расходы деятельнос-
ти Порядок № 688 и Положение № 169 предлагают так:

    - амортизация  зданий,  помещений,  плата  за  аренду  зданий,
помещений и расходы на их отопление, - пропорционально площади, на
которой осуществляется каждый  отдельный  вид  предпринимательской
деятельности.  Например, для ведения деятельности  по  спецпатенту
предприятие  использует  торговый  зал  площадью 50 м2, а  продажа
товаров оптом осуществляется из офиса, площадью 35 м2. Общая сумма
арендной платы (или амортизации) помещении составит  300  грн.  На
расходы "спецдеятельности" отнесется  сумма:

    50 х 300 : 85 = 176,5 (грн.),

    а на расходы обычной деятельности:

    35 x 300 : 85  =  123,5 (грн.);

    - амортизация  других  основных  фондов,  которые одновременно
используются для  проведения  нескольких видов предпринимательской
деятельности, распределяется пропорционально времени их  использо-
вания для осуществления соответствующего вида деятельности;

    - расходы на электроэнергию - пропорционально мощности  элект-
роприборов  (печей,  автоматов,  машин,  аппаратов,  осветительных
приборов и т. п.), которые используются  для  осуществления  соот-
ветствующего вида предпринимательской деятельности;

    - сборы  на обязательное  пенсионное  и социальное страхование
(кроме деятельности, для которой приобретен  спецпатент) - пропор-
ционально прямым затратам на заработную плату работников,  занятых
соответствующими видами предпринимательской деятельности;

    - другие общехозяйственные расходы (заработная плата  обслужи-
вающего и управленческого персонала, оплата слуг банков и предпри-
ятий связи, расходы на охрану и т. п.) - пропорционально фактичес-
ки выполненным  за  отчетный  месяц  объемам  соответствующихвидов
деятельности (в торговой  деятельности - величина торгового  дохо-
да).

    Немалые проблемы возникают при  распределении последних расхо-
дов.  Рассмотрим пример. Предприятие продает товары как  оптом  по
безналичному  расчету, так  и  в  розницу  за наличные средства. В
отчетном периоде было приобретено  100 ед. товара на  общую  сумму
1200 грн. (в том числе  НДС - 200 грн.).  В  течение  периода  вся
партия товара была реализована: 60 ед. - оптом по 15 грн.  (в  том
числе НДС - 2,5 грн.), 40 ед. - в розницу по 17 грн.  Предположим,
что на начало периода остаток  торговых  наценок  составлял  -  40
грн., продажная стоимость остатка товара - 200 грн. За этот период
административные расходы составили 500 грн., расходы на сбыт - 300
грн. (предположим, что эти расходы невозможно привязать к конкрет-
ному виду деятельности).
    Для  того  чтобы  разделить  стоимость  товаров, участвующих в
разных видах деятельности, по субсчету 281  целесообразно  открыть
отдельные субсчета второго  порядка 2811 - "Товары на  складе  для
оптовой торговли", 2822 - "Товары на складе для розничной  торгов-
ли".  Аналогичные субсчета необходимо открыть  по  субсчетам  702,
703, 902, 903,791.
    В бухгалтерском  учете  приведенный  пример  будет  отражаться
следующими записями:

|---|--------------------|--------|-------------|----------------|
| № |Содержание операции | Сумма, |Бухгалтерский| Налоговый учет |
|п/п|                    | грн.   |    учет     |                |
|   |                    |        |------|------|--------|-------|
|   |                    |        |дебет |кредит|валовые |валовой|
|   |                    |        |счета |счета |расходы,|доход, |
|   |                    |        |      |      |грн.    |грн.   |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 1 |Оприходованы товары |  1000  | 2811 |  631 |  1000  |   -   |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 2 |Отражен налоговый   |   200  |  641 |  631 |    -   |   -   |
|   |кредит              |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 3 |Оплачены полученные |  1200  |  631 |  311 |    -   |   -   |
|   |товары              |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 4 |Переданы товары в   |   400  | 2812 |  2811|    -   |   -   |
|   |розницу             |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 5 |Сторнирована сумма  |    80  |  641 |  631 |  -400  |   -   |
|   |НДС, относящегося к |        |      |      |        |       |
|   |товарам, реализуемым|        |      |      |        |       |
|   |через розничную сеть|        |      |      |        |       |
|   |методом "красное    |        |      |      |        |       |
|   |сторно"             |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 6 |Отнесена в состав   |    80  | 2812 |  631 |    -   |   -   |
|   |первоначальной стои-|        |      |      |        |       |
|   |мости товаров,      |        |      |      |        |       |
|   |реализуемых в роз-  |        |      |      |        |       |
|   |ницу, сумма сторни- |        |      |      |        |       |
|   |рованного НДС       |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 7 |Отражена торговая   |   200  |  282 |  285 |    -   |   -   |
|   |наценка             |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 8 |Поступила предоплата|   900  |  311 |  681 |    -   |  750  |
|   |от оптовых покупа-  |        |      |      |        |       |
|   |телей               |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
| 9 |Отражены налоговые  |   150  |  643 |  641 |    -   |   -   |
|   |обязательства по НДС|        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|10 |Отгружен товар поку-|   900  |  361 | 7021 |        |       |
|   |пателю оптом        |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|11 |Списаны налоговые   |   150  | 7021 |  643 |    -   |   -   |
|   |обязательства по НДС|        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|12 |Списана себестои-   |   600  | 9021 | 2811 |    -   |   -   |
|   |мость товаров       |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|13 |Списана себестои-   |   600  | 7911 | 9021 |        |       |
|   |мость реализации на |        |      |      |        |       |
|   |финансовые резуль-  |        |      |      |        |       |
|   |таты                |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|14 |Отражен зачет       |   900  |  681 |  361 |    -   |   -   |
|   |задолженностей      |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|15 |Отражена реализация |   680  |  301 | 7022 |    -   |   -   |
|   |товаров в розницу   |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|16 |Списана торговая    | 184,96 |  285 |  282 |    -   |   -   |
|   |наценка на реализо- |        |      |      |        |       |
|   |ванные товары (40 + |        |      |      |        |       |
|   |+ 200) : (200 +     |        |      |      |        |       |
|   |+ 680) х 680 =      |        |      |      |        |       |
|   |= 184,96            |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|17 |Списана себестои-   |        |      |      |        |       |
|   |мость реализованного|        |      |      |        |       |
|   |товара              |  495,04| 9022 |  2812|    -   |   -   |
|   |(680 - 184,96 =     |        |      |      |        |       |
|   |= 495,04)           |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|18 |Списана себестои-   |  495,04|  791 |  9022|    -   |   -   |
|   |мость реализации на |        |      |      |        |       |
|   |финансовые резуль-  |        |      |      |        |       |
|   |таты                |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|19 |Отражены понесенные |   500  |  92  | 661, |    -   |   -   |
|   |административные    |        |      |  65, |        |       |
|   |расходы зарплата    |        |      | 631  |        |       |
|   |аппарата управления,|        |      |      |        |       |
|   |начисления на эту   |        |      |      |        |       |
|   |зарплату, расходы   |        |      |      |        |       |
|   |на связь и т. п.)   |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|20 |Отнесены админист-  |  223,9 | 7911 |  92  |    *   |   -   |
|   |ративные расходы на |        |      |      |        |       |
|   |расходы обычной     |        |      |      |        |       |
|   |деятельности        |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|21 |Отнесены администра-|  276,1 | 7912 |  92  |    -   |   -   |
|   |тивные расходы на   |        |      |      |        |       |
|   |расходы "спецпатент-|        |      |      |        |       |
|   |ной" деятельности   |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|22 |Отражены расходы    |   300  |  93  | 661, |    -   |   -   |
|   |на сбыт             |        |      |  65, |        |       |
|   |                    |        |      | 631  |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|23 |Отнесены расходы на |  134,34| 7911 |  93  |    *   |   -   |
|   |сбыт на расходы     |        |      |      |        |       |
|   |обычной деятельности|        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|
|24 |Отнесены в состав   |        |      |      |        |       |
|   |расходов на сбыт    |  165,66| 7912 |  93  |    -   |   -   |
|   |расходы "спецпатент-|        |      |      |        |       |
|   |ной" деятельности   |        |      |      |        |       |
|---|--------------------|--------|------|------|--------|-------|

________________________
    * В состав валовых расходов попадет только  та  часть  затрат,
которая соответствует деятельности  предприятия, облагаемой  нало-
гами в обычном порядке. То же самое касается и НДС.


    В розничной торговле согласно Положению № 169 торговым доходом
является товарная надбавка  на  реализованные  товары.  Сейчас,  в
соответствии с  требованиями  П(С)БУ 9  "Запасы", этот  показатель
является  не  чем  иным, как  торговой  наценкой  на реализованные
товары, расчет которой приведем в таблице:

|---|-----------------------------------------------------|------|
| № |            Наименование показателя                  |Сумма,|
|п/п|                                                     |грн.  |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 1 |Остаток торговых наценок на начало отчетного периода |  40  |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 2 |Сумма торговой наценки, приходящаяся на полученные в | 200  |
|   |отчетном периоде товары                              |      |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 3 |Итого                                                | 240  |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 4 |Продажная стоимость остатка товаров на начало отчет- | 200  |
|   |ного периода                                         |      |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 5 |Продажная стоимость полученных в отчетном месяце     | 680  |
|   |товаров                                              |      |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 6 |Итого                                                | 880  |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 7 |Средний процент торговой наценки (стр. 3 : стр. 6 х  | 27,2 |
|   |х 100)                                               |      |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 8 |Стоимость реализованных товаров                      | 680  |
|---|-----------------------------------------------------|------|
| 9 |Сумма торговой наценки, приходящаяся на реализованный|184,96|
|   |товар (стр. 7 х стр. 8 : 100)                        |      |
|---|-----------------------------------------------------|------|

    Что касается торговой наценки в опте, то это не что иное,  как
прибыль от реализации товара, которая  в нашем  примере  составила
150 грн.
    Таким  образом,  административные  расходы  и  расходы на сбыт
относятся на расходы деятельности в таких размерах:
    1) по обычной деятельности:
    - административные расходы - 150 : (150 + 184,96) х 500 = 223,9
(грн.);
    - расходы на сбыт - 150 : (150 + 184,96) х 300 = 134,34 (грн.)
    2) по "спецпатентной" деятельности:
    - административные расходы - 184,96 : (150 + 184,96) х  500  =
= 276,1 (грн.);
    - расходы на сбыт - 184,96 : (150 + 184,96)  х  300  =  165,66
(грн.).

    Как видим, параллельное ведение  обычной  и  "спецпатентуемой"
деятельности требует от бухгалтера серьезных трудозатрат.
    В заключение хотелось бы выразить надежду на то, чтобы поруче-
ние Кабинету  Министров Украины, данное в Указе Президента Украины
"О введении единой государственной политики в  сфере  предпринима-
тельства"  от  22.01.2000  г.  № 89/2000 ( 89/2000 )  относительно
внедрения специального патента на территории всей Украины,  вопло-
тилось в жизнь.



------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 61/01, стр. 38
[30.07.2001]
Д. Костюк
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------